В конце августа в фейсбук-группе Ювелирума случилась дискуссия о том, что можно и что нельзя называть «дизайнерскими украшениями». Все что сделано не на заводе, но при этом профессионально? А что такое «профессионально? Что отличает дизайнерские вещи от авторских, где критерии? Автор и дизайнер ювелирной марки Алхимия, куратор курса Ювелирный дизайн в БВШД @jewellery.design.at.bhsad Игорь Комов уже не в первый раз пришел на помощь, и в своем новом тексте сформулировал «навыки настоящего дизайнера». Передаём слово Игорю!)
В этом эссе я опишу своё видение того, из чего же сделаны люди одной профессии со мной: дизайнеры. И хотя этот вопрос напрямую зависит от того, что понимать под “дизайном” (определений существует тысячи, и одни зачастую противоречат другим), я всё-таки рискну обобщить основные навыки, которыми владеют те, кто по своему призванию занимаются проектированием чего-либо, будь оно связано с промышленным производством или нет, будь оно строго ориентировано на коммерцию или нет.
Я постарался охватить главное, при этом мой список не претендует на исчерпывающую полноту и детализированность. Я буду рад, если вы дополните его в комментариях к этой статье.
Начнём.
Многие люди, которые никак не связаны с профессией дизайнера, возможно, посчитали бы, что на этом месте должен быть навык рисования. А вот что такое исследует дизайнер, для широкой публики обычно большой вопрос.
Но нет, отдельного навыка рисования как обязательного пункта в моём списке не будет совсем (именно так!), а что такое “исследовательские навыки”, сейчас расскажу.
“Дизайнерское исследование” или “Research” это и есть тот главный процесс, формирующий каркас проекта. Дизайнер, метафорически говоря, нащупывает фарватер проекта внутри берегов, заданных брифом. Что же исследует дизайнер? Очень многое:
Vertigo Jewellery Lab. Фотографии предоставлены автором
В результате исследования дизайнер определяет, какие средства он будет использовать в проекте, а какие неприемлемы, в каких отношениях будет находиться объект со средой и телом человека (если такое взаимодействие предполагается), каким ценностям пользователя он будет отвечать, как он будет вписан в жизнь пользователя, как будет выполняться заложенная функция и как можно сделать объект эффективнее, а также что было сделано на эту тему человечеством ранее.
Аналитический ум позволяет дизайнеру проникнуть внутрь устройства тех вещей, которые он рассматривает. Например, увидеть, как веками складывалась городская застройка квартала, проследить взаимосвязь между вибрациями звука и визуальными паттернами, которые образуются в природе, понять принцип письма Цаошу.
Ведь известно, что все феномены в природе и социуме подчиняются порой не видимым глазу законам, и необходим проницательный ум для того, чтобы их обнаружить и затем применять в проекте.
Анастасия Тетюева. Фотографии предоставлены автором
Исследовательскую часть работы можно назвать “предварительной” только условно, поскольку именно проведенное исследование напрямую определяет все остальные этапы работы.
Оксана Попруженко. Фотографии предоставлены автором
Этим словом я обозначаю навык визуализировать решения в пространстве своего ума. Эскизы и макеты могут помогать дизайнеру в процессе перебора вариантов, но обычно до бумаги доходит лишь малая часть того, что “проигрывается” в голове. От проводимости ума дизайнера зависит сила и глубина потока решений, которые сквозь него пройдут в ходе разработки проекта. Особенное внимание я уделяю этому при тренировке студентов: когда дизайнер приносит мне два решения, прошу принести ещё пять. Не потому что эти два не годятся, а потому что нужно расширять канал воображения и тренировать творческую мышцу. К тем первым двум решениям, кстати, после этого обычно никто не возвращается :).
Arpine Jewellery. Фотографии предоставлены автором
Ещё десять-двадцать лет назад основной, по мнению многих авторов статей про дизайн, проблемой дизайна было то, что компании разрабатывают продукт для самих себя. В качестве простого примера можете почитать инструкцию к обычному VHS-видеомагнитофону. Ну то есть без чтения инструкции настроить видеомагнитофон мог только специалист, а иногда, скажу по собственному опыту, и инструкция не помогала. Хорошо, что человечество сделало огромный шаг вперёд, и теперь, включая новый смартфон, у нас не возникает вопрос “куда жать дальше”, потому что виртуальный помощник ведёт нас за руку шаг за шагом до полной настройки девайса. Признайтесь, вы даже не открывали мануал к своему айфону.
А в отделении Почты России вы всё ещё, забирая посылку, должны каждый раз заполнять один и тот же бланк с паспортными данными, в котором номер паспорта просто не помещается в соответствующее поле. Человек, который проектировал этот бланк, даже не попробовал сам его заполнить!
Анна Хуруджи. Фотографии предоставлены автором
Хороший смартфон — это простой пример клиентоориентированного дизайна, но этим сфера применения эмпатии не заканчивается. Дизайнер может встретиться с задачей спроектировать что-либо для специфической аудитории. Например, средства передвижения для маломобильных людей. Рукавицы для стрелков. Интерьер для больных депрессией. Серьги для детей. Вы не сможете даже приблизиться к качественному решению, пока не влезете в шкуру своего пользователя.
Эмпатия помогает дизайнеру на всех этапах и, в первую очередь, в обучении. Чтобы понять, зачем был нужен “Чёрный квадрат”, нужно мысленно оказаться внутри бурлящей культурной жизни Российской империи в начале 20 века. Чтобы понять, что миру дал Ле Корбюзье, нужно совершить хотя бы виртуальное путешествие в залитые светом интерьеры Виллы Савой. Эмпатия это ключ к насмотренности, гибкости, кроссдисциплинарности и вообще широте ума, о которых я напишу отдельную статью.
Это, собственно, всё, что напрямую относится к приданию проекту конкретной формы:
Судьба наиболее везучих проектов — пройти утверждение и отправиться в производство. Обязанность дизайнера — подготовить проект к этим важным событиям. Это может включать в себя, в зависимости от сферы деятельности, особенностей проекта и организационного устройства компании:
Amarin jewelry. Фотографии предоставлены автором.
Возможно, когда я пишу “дизайнер”, вы представляете себе интроверта, работающего исключительно по ночам в подсобке в стиле “лофт”. Продукцию его деятельности мир долгое время получал в виде листов формата А3, которые вылезали из-под двери подсобки, но потом изобрели интернет, и теперь дизайнер может отправлять её электронной почтой, по-прежнему не покидая своего убежища.
Вообще в современном мире было бы очень странно рассматривать проектирование как процесс, замкнутый на дизайнере или команде дизайнеров. Внутри компании как живого организма, рынка как большого живого организма и в мире в целом множество процессов всегда находится в неустойчивом равновесии. Так и зона ответственности дизайнера не обнесена высоким забором. Звучит, наверное, очевидно и банально, но решения, которые мы проектируем, мы проектируем в постоянно меняющемся мире. И эти изменения могут ворваться в обитель дизайнера как в виде корректировок брифа или изменяющегося настроения заказчика, так и в виде новой технологии, которая сделает весь проект бессмысленным.
Alchemia jewellery. Фотографии предоставлены автором
Поэтому когда я пишу “коммуникативные навыки”, я имею в виду — в широком смысле — искусство балансировать на волнах изменений. Убедить заказчика, что предложенное решение — лучшее из возможных. Подготовить исчерпывающую инструкцию для производства. Поехать на выставку достижений трёхмерной печати и выпытать у экспонента особенности подготовки моделей к печати по новой технологии.
Дизайн традиционно относят к блоку технических наук, но в действительности дизайнер, эффективно решающий проектные задачи, должен быть по-настоящему “универсальным человеком” с точным и в то же время гибким умом, с подачи которого формируется и обновляется наша “вторая природа”, материальная культура, вместе со всеми процессами, которые в ней происходят.
Источник: http://juvelirum.ru/igor-komov-7-glavnyh-navykov-dizajnera/