98 лет назад, 26 октября 1920 года, Совет Народных комиссаров издал постановление о продаже за границу русских художественных ценностей.
После Октябрьской революции были созданы Комиссариат исторических имуществ и коллегия по охране памятников, а также назначены комиссары по охране художественно-исторических памятников и частных коллекций. Советское руководство приняло ряд постановлений о судьбе имущества эмигрантов, экспроприированных и бесхозных ценностей, а также об изъятии благородных металлов, денег и ценностей. Был установлен запрет на вывоз предметов особого культурного значения за границу. Началась национализация художественных ценностей. Музеи и частные коллекции стали преобразовываться в государственные.
В октябре 1918 года СНК принял декрет об учете и сохранении памятников искусства, «в чьем бы обладании они ни находились». Спустя два года, в 1920 году, было создано Государственное хранилище ценностей РСФСР, куда все учреждения и должностные лица обязаны были сдать драгоценности, там же хранились все экспроприированные и конфискованные культурные ценности.
В 1920-е годы молодому советскому правительству стало не хватать средств на оплату растущих внешних долгов. Было принято решение пополнить бюджет за счет продажи культурных ценностей. В постановлении СНК от 26 октября 1920 года, говорилось: «Предложить Наркомвнешторгу организовать сбор антикварных вещей, отобранных Петроградской экспертной комиссией, и установить премию за быстрейшую и выгоднейшую продажу их за границей…». Лев Троцкий писал, что лучше выручить в этом году 50 миллионов рублей, чем надеяться на 75 миллионов на следующий год, «ибо на следующий год может произойти мировая пролетарская революция, буржуазия начнет вывозить и продавать ценности, рабочие станут их конфисковывать, и тогда денег нигде уже не будет».
Был создан специальный Антикварный экспортный фонд, позднее переименованный в Государственный фонд ценностей для внешней торговли.
В следующее десятилетие шла безжалостная распродажа культурных ценностей. Практически за бесценок в Европу и США продавали бесценные произведения искусства, иконы и книги. К примеру, англичанин Норман Вейс купил ряд драгоценностей Алмазного фонда оптом. За 9 килограмм он заплатил около 0,5 миллиона рублей. Самым ценным приобретением Вейса был брачный венец последней русской императрицы Александры Федоровны, украшенный 1535 алмазами. Практически сразу антиквар перепродал их аукционному дому Кристи, где они были разбиты на 124 лота и выставлены на торги в 1927 году.
По оценкам ряда экспертов, ущерб от «распродажи» культурных ценностей составил порядка 50 миллиардов золотых рублей.
Источник: pnp.ru