«Лавровое» или «Померанцевое»?

  • Новости

Одним из известных и исторически значимых произведений фирмы К. Фаберже является «Лавровое дерево». Оно было выполнено в 1911 году по заказу императора Николая ІІ и подарено своей матери – вдовствующей императрице Марии Федоровне на Пасху.

The Bay Tree Egg. Tatiana Faberge, Lynette G. Proler, Valentin V. Skurlov. The Faberge Imperial Easter Eggs. Christie's Books. 1997


Данный материал не предполагает углубление в историю создания произведения и его искусствоведческий анализ. Однако уточним, что «Лавровое дерево» – это традиционный ежегодный пасхальный подарок императорской семьи – яйцо. Форма яйца завуалирована и угадывается в сферической кроне дерева. 

Автор предлагает свою точку зрения на некогда, относительно недавно, возникшее противоречие – к какому виду деревьев (или кустарников) относится на самом деле дерево из Пасхального императорского подарка. С одной стороны, противоречие как таковое отсутствует, вследствие определения собственного произведения самим К. Фаберже. В счете написано: «Лавровое». Однако, существует мнение со ссылкой на особенности строения дерева, что, несмотря на данное название, дерево следует считать Померанцевым (апельсиновым). 
Как померанцевые, так и лавровые деревья в кадках были неотъемлемой частью декоративной культуры российских дворцов, усадеб, экспонировались на выставках садоводства, зимой содержались в оранжереях. Поэтому сюжет подарка объясним, понятен и приемлем. 
Помимо прямой ссылки на счет фирмы Фаберже, ниже приведем фактологический материал, который косвенно подтверждает принадлежность дерева к виду лавр благородный. 
Во-первых, есть природное объяснение. В энциклопедических изданиях представлено достаточно полное описание и иллюстрации лавра благородного.

Формы цветка и лепестков, которые мы видим в «Лавровом дереве» у Фаберже, почти идентичны форме женского цветка лавра благородного. Почти, потому что в природе мы встречаем четыре лепестка, в Пасхальном подарке – пять. Нефритовые листья не вызывают сомнений в своем подобии оригиналу, они лишь слегка упрощены в выполненных камнерезом прорезях, передающих строение жилок.

Во-вторых, подобие сферической формы кроны лавра мы можем увидеть в архитектуре. Это здание Выставочного зала Венского сецессиона, построенное в 1898–1899 гг. по проекту архитектора Йозефа Марии Ольбриха, которое венчает лавровая шарообразная крона. 
В-третьих, обратим внимание на обложку одного из томов издания «Книга русской скорби» (1908 –1914). Иллюстрация для обложки выполнена выдающимся художником В. М Васнецовым. На ней изображен лавровый венок и пальмовая ветвь – атрибуты мемориальной культуры, в том числе и дореволюционной эпохи. На лавровом венке мы видим цветы, подобные формой и цветом тем, которые украшают «Лавровое дерево».

Отметим, что и здание в Вене и обложка «Книги русской скорби» относятся к периоду конца ХІХ – начала ХХ вв., что говорит в пользу существовавших художественных традиций. О них нам сообщают предметы, изображения и строения прошлого – безмолвные свидетели истории, воплощенные в архитектуре, скульптуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве.
Совокупность выше изложенных сведений говорит в пользу лавровой кроны.

Стоит учитывать, что художественный замысел допускает отклонение от оригинала и не требует от художника чрезмерной детализации. Этим можно объяснить не только четырех- или пятилепестковые цветы, но и рубиновые акценты на дереве. Если слишком сильно привязываться к натуральному виду, то для померанца было бы логичнее применение цитрина насыщенного оттенка или оранжевого сапфира. Задача художника – не в скрупулезной передаче деталей окружающего мира, а в их художественной трансформации, уточним – вне зависимости от выбранной темы. Задача мастеров камнерезного и ювелирного искусства – воплотить идеи в материале.

Если хорошо поискать в ботанических справочниках, можно обнаружить иные разновидности деревьев, претендующих на «Лавровое дерево». Но лучше всего вернуться к первой ссылке непосредственно от исполнителя императорского заказа и довериться записи в счете фирмы Карла Фаберже.


Литература:

1) Большая Советская Энциклопедия. Изд. 3-е. Т. 14. М.: Советская энциклопедия, 1973. 624 с.

2) Книга русской скорби. Т. 5. Издание Русского Народного Союза им. Архангела Михаила. 1908 г.

3) Скурлов В. В. Ассортимент изделий и номенклатуры камней в камнерезном производстве фирмы Фаберже [Электронный ресурс] // Архив Валентина Скурлова. URL: http://skurlov.blogspot.com/2015/09/blog-post_29.html (дата обращения: 14.11.2018).

4) Tatiana Faberge, Lynette G. Proler, Valentin V. Skurlov. The Faberge: Imperial Easter Eggs. Christie's Books. 1997. Р. 39.

5) Will Lowes, Christel L. McCanless. Fabergé Eggs: A Retrospective Encyclopedia. Scarecrow Press; 2001. P. 108-109.

15 ноября 2018 г.

Источник: jevel.ru

Ваш город Москва?
Выбрать город