ОБЪЕКТ В ПРОСТРАНСТВЕ; ОТ МАЛОГО, ДО ВЕЛИКОГО – Ломбарды.рф

ОБЪЕКТ В ПРОСТРАНСТВЕ; ОТ МАЛОГО, ДО ВЕЛИКОГО

23.07.2018

Феликс Кузнецов – один из тех немногих современных российских художников, к кому, по-видимому, и были обращены концепты таких мастеров авангардных стилистических направлений первой половины и середины ХХ века, как Василий Кандинский, Пит Мондриан, Виктор Вазарели. 

С ними Ф. Кузнецова связывает отсутствие «футуристического эпатажа» и исследовательски-аналитическое отношение к принципам искусства, поиск новых его горизонтов, формулирование в художественном произведении идеи, а не создание конечной предметной формы.

Их обращение к абстрактному искусству было инспирировано эволюцией сознания художника-творца в органически-закономерном качестве. Как сформулировал Д.В. Сарабьянов, анализируя творчество и исследовательскую работу В. Кандинского: «Нужно было на место прежних отношений реальных предметов друг с другом поставить новые: взаимоотношения чистых выразителей эмоций и духовных представлений, выразителей основывающих свои возможности на абстрагированных формах, линиях, цветах».

Их творческие поиски показали, что внутренние законы художественного образа едины и находятся на границе реальности и абстракции. Опыты неопластицизма Пита Мондриана это также путь от визуального отображения мира к погружению в глубину его содержания. Место отображения отношений реальных предметов друг с другом заняли абстрагированные символы-знаки, выражающие эмоции и духовные представления.


Кузнецов Ф.А. Композиция "Геликоида", эмаль по стали, латунь, 1985 (ВМДПНИ)


Кузнецов Ф.А. Брошь "Дезинформация", заколки "Догма", "Демагогия", эмаль по стали 1988

Их обращение к абстрактному искусству было инспирировано эволюцией сознания художника-творца в органически-закономерном качестве. Как сформулировал Д.В. Сарабьянов, анализируя творчество и исследовательскую работу В. Кандинского: «Нужно было на место прежних отношений реальных предметов друг с другом поставить новые: взаимоотношения чистых выразителей эмоций и духовных представлений, выразителей основывающих свои возможности на абстрагированных формах, линиях, цветах».

Их творческие поиски показали, что внутренние законы художественного образа едины и находятся на границе реальности и абстракции. Опыты неопластицизма Пита Мондриана это также путь от визуального отображения мира к погружению в глубину его содержания. Место отображения отношений реальных предметов друг с другом заняли абстрагированные символы-знаки, выражающие эмоции и духовные представления. 

Вслед за этими мастерами западноевропейского искусства  Ф. Кузнецов осознал, что внутренние законы художественного образа едины и находятся на границе реальности и абстракции. Особенно близки молодому автору оказались творческие поиски В. Вазарели, художника и теоретика искусства, основоположника оп-арта.



Кузнецов Ф.А. Композиция "Геликоида", эмаль по стали, латунь, 1985 (ВМДПНИ)

Он также самостоятельно исследовал творческое наследие советских конструктивистов 1920-х годов – Н. Суетина и И. Чашника. Отталкиваясь от их опыта, художник делает шаг к развитию формы в пространстве как «живого» объекта. 
Ф. Кузнецов не только и не столько изучал, сколько эмпирически исследовал, пропускал через себя, избирал то, что становилось своим, неотъемлемым в его авторской манере, в какой бы сфере он ни работал: интерьер, декоративная посуда из камня или ювелирные украшения. 

Он сам прошел путь эволюции художественного сознания от реальности к синтезу – дискурсивный метод творчества. Традиционные представления о ювелирном искусстве не укладывались в параметры принципов нелинейного мира искусства второй половины ХХ века. Ясность и структурированность художественного текста должны были сменить новые способы выражения, соответствующие разомкнутости художественного сознания и неограниченному простору для интерпретаций. И в то время как западные коллеги художника сосредоточились на экспериментах с материалами и технологиями внутри предметной формы, Ф. Кузнецов искал более масштабные выходы к «поэтике» открытого пространства. 

Кузнецов Ф.А. Композиция "4 версии", горячая эмаль по стали, латунь, 1989

Кузнецов Ф.А. Инсталляция "Хранители пустоты", 2013

Кузнецов Ф.А. Кинетический объект "Мир Леонарда", бумага, сталь, алюминий, магниты 2010

Кузнецов Ф.А. Кинетический объект "Коперник 2000",белое золото, бриллианты, 2000

Кузнецов Ф.А. Брошь "Чакра", титан, механическая фактура, 2011 (Государственный Эрмитаж)

Статья И. Ю. Перфилевой Конструктивно-пластическое направление в авторском ювелирном искусстве России. 1970-80-е годы (журнал "Искусствознание"№3 2014)

Источники: Российская академия художествГосударственный институт искусствознания

Читайте также
Новости
20.06.2018
ГОД В МИРЕ ИСКУССТВА НАЧИНАЕТСЯ С КРАЖ. ДРАГОЦЕННОСТИ, УКРАДЕННЫЕ С ВЫСТАВКИ В ВЕНЕЦИИ
В начале года, в Венеции произошло ограбление дворца Дожей. Воры, как в сюжете голливудского фильма, зашли в зал вместе с посетителями.
Новости
20.06.2018
Драгоценности в нижнем белье
Таможенный контроль аэропорта Домодедово задержал 47-летнюю гражданку Турции, которая незаконно перевозила ювелирные изделия. Общая стоимость украшений составляла приблизительно 4 миллиона рублей.
Новости
20.06.2018
Красные изумруды можно найти только в одном месте
Не все знают, что изумруды бывают не только зеленые, но и красные. Такой минерал называется биксбит. Много лет люди пытались найти месторождения этого редчайшего камня, но пока что удалось найти только одно – оно находится в штате Юта, в США.
Новости
20.06.2018
Кладоискатели нашли сокровища короля викингов
Несколько месяцев назад в Германии были обнаружены древние сокровища, которые могли быть спрятаны королем Харальдом I Синезубым. Он правил Данией в конце десятого века.
Новости
20.06.2018
КОНКУРС
Изумруды упоминались еще в Древнем Египте, во времена правления фараонов. Некоторые легенды гласят, что сама Клеопатра любила этот драгоценный камень.
Новости
20.06.2018
На границе с Китаем изъяли 800 кг контрабандного калининградского янтаря на 50 млн рублей
Таможенная служба РФ обнаружила незаконный вывоз 800 кг янтаря. Это была преступная схема скупки, о чем коллеги из региона сообщили сотрудникам ведомства. Необработанный калининградский янтарь общим весом в 800 кг злоумышленники хотели отправить в Китай.
Новости
20.06.2018
О выпуске в обращение памятной монеты из драгоценного металла
В конце января этого года, Банк России выпустил уникальную памятную монету, которая посвящается творчеству Владимира Высоцкого. Новая монета запускается в обращение номиналом 25 рублей, она сделана из серебра 925 проб и его масса составляет 155,5 грамм.
Новости
20.06.2018
Обнаружен алмаз с редчайшим глубинным минералом
Многие геологи очень радуются такой уникальной находке, как алмазы. А совсем недавно им попалась невероятный экземпляр: на руднике Куллинан в Южной Африке геологи обнаружили минерал, который прежде никогда никто не видел.