В 90-ые годы 19 века имя Альфонса Мухи облетело весь Париж и у всех осталось на устах. По-другому сложиться не могло бы, ведь его рекламные плакаты и театральные афиши с Сарой Бернар были оклеены по всему городу. Один из известных парижских ювелиров Жорж Фуке вдохновился работами Альфонса и предложил ему попробовать свои силы в дизайне ювелирных украшений. И он не прогадал. Это была отличная идея.
Альфонс Муха ни только принял предложение Жоржа Фуке, но и создал множество уникальных произведений ювелирного искусства. Далее он взялся за архитектурный проект нового ювелирного салона Жоржа, что и стало его визитной карточкой в этой индустрии.
На тот момент Жорж Фуке относился к третьему поколению знаменитой династии Фуке. В его семье каждый смог реализовать себя в ювелирном деле. Его отец Альфонс Фуке в 1895 году решил передать руководство семейной фирмы своему сыну Жоржу. Он с радостью принял предложение отца и тут же принялся за работу. Жорж решил внести кардинальные изменения в семейный бизнес. Он обновил стиль ювелирного дома, который на протяжении долгого времени придерживался ренессансных предпочтений.
Альфонс Муха был лучшим художником в таком художественном стиле как ар-нуво, что сильно восхищало в нем Фуке. Художники объединили свои силы и начали совместную работу. Одним из первых творений стал изумительный золотой браслет «Медея» с кольцом. Оно было выполнено достаточно искусно и ярко специально для очаровательной Сары Бернар. Браслет олицетворяет змею, которая обвивается вокруг руки.
Но откуда художники вдохновились этой идеей? Все началось с того, что змея была изображена на одном из плакатов Альфонса Мухи. В 1898 году Жорж Фуке заметил эту афишу с Сарой Бернар, которая играла в спектакле «Медея». Образ главной героини сразил и очаровал Фуке. Во время драмы актриса показала свои эмоции, ее выражения лица, поза, костюм и украшения передавали чувства героини трагедии.
В спектакле Сара Бернар играла трагическую роль царицы, которая убила своих детей. Этим она хотела отомстить их отцу. Поэтому браслет в виде змеи отлично дополнял образ актрисы. Кто-то мог бы сказать, что эта незначительная деталь, однако именно она усиливала всю жестокость царицы. Саре Бернар настолько понравилось украшение, что она захотела такое же иметь и у себя. Она заказала у Жоржа Фуке браслет по эскизу Мухи.
Получив свой желанный браслет, актриса надевала его на спектакли, когда играла роль Медеи и Клеопатры. Это ювелирное изделие полностью подходило для образа роковой женщины, а также производил сильное впечатление на окружающих. Некоторые назвали браслет зловещим древневосточным амулетом.
О Бернер высказывались многие писатели и общественные деятели. А.П.Чехов не стал исключением. Он писал: «Когда она играет, она в погоне не за естественностью, а за необыкновенностью. Ее цель- удивить, сразить, поразить…». А весь мир прозвал ее «Божественная Сара».
Она ослепляла не только своей уникальной актерской игрой, но и своим обликом. Не малую роль сыграли ее украшения, такие как: роскошные ожерелья, широкие браслеты, массивные серьги и диадемы.
В 1895 году Саре Бернар выпала возможность сыграть Мелисинду в пьесе «Принцесса Греза», автором которой стал Эдмон Ростан. Премьера состоялась в парижском Театре Ренессанса. Для новой роли Альфонс Муха создал уникальные изделия – подвеску и тиару с лилиями.
Работа Альфонса Мухи и Жоржа Фуке длилась на протяжении трех лет – с 1899 по 1991 годы. За такой небольшой срок Альфонс смог сильно повлиять на развитие ювелирной индустрии.
Со времен правления Людовика XVI у ювелира была одна главная задача – в своих работах использовать только драгоценные камни. Альфонс и Жорж пересмотрели все основы ювелирного ремесла. Художники верили, что красота украшения зависит ни сколько от ценности драгоценного камня, как от самого дизайна изделия. Ювелиры выбирали материалы, не смотря на цену. Для них ключевую роль играло то, как они смогут это включить в сам дизайн украшений.
Муха не боялся экспериментировать. Он сочетал фантастические с природными мотивами. Он не боялся идти против устоявшихся взглядов на ювелирные украшения. Его можно считать новатором, ведь он разработал новые дизайны подвесок, кулонов и брошей. При этом не боялся разрабатывать сложные украшения для корсажей. Одним из популярных украшений для корсажа является «Крылатый дракон» которое изготовлено из золота, эмали, бриллиантов и жемчуга.
Бутик ювелиров стал настоящим произведением искусства. В 1899 году Жорж Фуке дал поручение Мухе разработать дизайн для его нового салона. Он должен был открыться на улице Руаяль 6, в 1901 году. От этой новости публика была в восторге. Альфонс Муха прекрасно справился с задачей и разработал потрясающий проект. В его работе можно увидеть стиль ар-нуво с характерными для него гибкими и плавными линиями, а также множеством природных орнаментов.
Интерьер магазина был роскошен. Покупатели были поражены новому дизайну. Декоративные цветы, колонны, фризы, и многие другие детали интерьера позволяли окунуться в волшебный ювелирный мир.
К 1923 году модерн совсем потерял свою актуальность, что вынудило Фуке обновить дизайн магазина. Все декоративные элементы интерьера он передал в подарок парижскому музею Карнавале в 1941 году. В 1989 году в одном из залов музея воссоздали прежний облик магазина Жоржа, не упуская ни малейшей детали. При этом использовали старые эскизы Мухи.
Альфонс Муха – уникальный человек. Он покорил не только мир искусства, но и ювелирную индустрию. Вместе с Жоржем Фуке было создано множество ювелирных изделий, которые смогли покорить весь мир. Он смог реализовать себя во многих жанрах, таких как: архитектурный дизайн, живопись, графика, фрезки и фотография. А на рубеже XIX–XX веков стиль Альфонса Мухи стал уникальным образом для поколения дизайнеров.