Уже во второй раз в Национальном музее Лихтенштейна состоялась выставка объемной мозаики. В неповторимых произведениях уральские мастера показали не только следование традициям, а приумножение и совершенствование техник предшественников, трудившихся под началом Карла Фаберже. Экспонаты для выставки были предоставлены Сергеем Шмотьевым - уральским предпринимателем, главой компании ФОРЭС.
Объемная мозаика – это соединенные клеем или штифтами небольшие фигурки из природного неокрашенного камня, составленные из отдельных частей. Фирма знаменитого на весь мир ювелира Фаберже начала выпуск объемных мозаик благодаря камнерезам с Урала – воспитанникам художественно-промышленной школы города Екатеринбурга. Среди работ Фаберже можно найти около пятидесяти объемных мозаик – это «русские типы» (в том числе кучер, землекоп, дворник и другие), портреты аристократов и герои сказок.
Технология объемной мозаики была возрождена в Свердловске в 50-е годы XX в., а сегодня, как говорят специалисты, находится на пике популярности. Непревзойденными мастерами в данной технике считаются екатеринбургские камнерезы. Профессиональное училище «Рифей» осуществляет подготовку мастеров этой творческой специальности и помогает им трудоустроиться в специализированных мастерских. В каждой крупной мастерской ежегодно создается несколько десятков объемных мозаик, продаваемых по цене от 500 тысяч. Стоимость зависит от сложности работы.
Искусствовед Людмила Будрина отмечает, что узнаваемыми качествами работ, выполненных уральскими мастерами, является увеличение и усложнение композиций. По её мнению, особенную привязанность камнерезы проявляют к яшме, так как она считается лучшим камнем по разнообразию цветовой палитры и узоров. Искусствовед подчеркивает, что характерной чертой остается аккуратное отношение к металлическим частям работы. Даже детали вооружения, создающиеся из металла, уральские мастера тщательно вырезают из сложных для обработки пирита и гематита, а обычно выполненные золотым шитьем петлицы мундиров камнерезы вытачивают из тигрового глаза.
Сергей Шмотьев собрал в своей коллекции объемных мозаик выдающиеся образцы камнерезного искусства Урала за последние 15 лет. В Базеле, а до этого в Национальном музее Лихтенштейна прошли две выставки. На первой, под названием «Легенды и сказки», были представлены работы, изображающие героев фольклора: от Бабы Яги до богатырей из знаменитых былин. Вторая выставка посвящалась деятелям истории. Работа русских мастеров «Кощей» находилась рядом с яйцом Фаберже «Яблочный цвет», считающимся особой гордостью музея. Посетителей выставки восхитил талант камнерезов «оживлять» камень и ювелирная точность работы. Вот как в Швейцарии описали Ивана-царевича на Сером волке: "Молодой царь едет верхом на волке, а в его объятиях оберегаемая им Елена Прекрасная; размер 43х26х54 сантиметров, вес 43 килограмма; данное произведение создавалось более двух лет, как и большинство работ подобной величины".
По словам директора музея, профессора Райнера Фолькоммера, подобные мероприятия помогают обратить внимание общественности на традиции камнерезного ремесла, а выставлять эти неповторимые скульптуры из камня можно лишь благодаря исключительной щедрости коллекционеров и меценатов.
Подобные выставки укрепляют положительную репутацию региона, показывают, что Урал – не просто промышленный край, но место трепетного хранения и приумножения традиций. Именно здесь выработана уникальная техника работы с камнем, не повторенная нигде в мире. Данные социологических исследований говорят, что большинство россиян ассоциируют понятие «патриотизм» именно с сохранением традиций. Из этого можно сделать вывод, что мастера, хранящие и развивающие традиции камнерезного искусства, как и коллекционеры, бережно собирающие их работы – настоящие патриоты России.
- Урал богат сокровищами искусства, создатели которых заслужили, чтобы их по достоинству оценила Западная Европа, - считает галерист из Швейцарии Херманн Александр Бейелер.