В XX веке изобразительное искусство Европы стало характеризоваться сложным переплетением художественных направлений и течений. Все их объединили общим понятием «авангард». Возникшие в это время направления кубизм, абстракционизм, сюрреализм не могли не оставить след и в декоративно-прикладном искусстве, в том числе ювелирном.
В начале прошлого века, после Октябрьской революции, в России старый принцип «искусство ради искусства» перестал действовать и начался поиск новых форм и способов отображения действительности, соответствовавших запросам нового времени и служащих производству. Тогда появился конструктивизм.
Изначально новое направление нашло отражение только в архитектуре, но постепенно распространилось и на живопись, графику и декоративно-прикладное искусство. Ювелирные украшения считались архитектурой малой формы и потому подчинялись принципам архитектуры. Главным была внешняя монолитность и функциональность, акцентировались механизмы и конструкции, наглядно демонстрирующие достижения науки и техники.
Невероятной популярностью в этом время пользовались украшения-трансформеры – некоторые из них меняли свое назначение, а некоторые изменялись внешне. Как наиболее соответствующие идеям нового времени, они стали считаться самыми подходящими для создания образа современной женщины.
Подобные изделия включили в свои коллекции все популярные дома моды. Например, дом Cartier в 30-е года XX века выпустил знаменитые тиары и несколько изделий в похожей тематике. Среди них было колье с бриллиантовой орхидеей, легко превращающееся в брошь, и кольцо Astro Love, быстро трансформирующееся в необычную подвеску.
В 50-е годы по заказу герцогини Виндзорской ювелирный дом Van Cleef & Arpels создал украшение под названием «Молния». Это был необычный браслет, который легким движением расстегивался, подобно застежке-молнии, и превращался в элегантное колье. Такое украшение стало популярным и ювелирный дом уже более 50 лет выпускает различные вариации данного украшения, неизменно пользующиеся большим спросом.
Подхватили тенденцию к созданию украшений-трансформеров и бренды Dior и Bulgari. Например, Bulgari выпустили кольцо «Forever love», которое легко превращается в оригинальный кулон.
Современные ювелиры продолжают использовать идеи украшений-трансформеров. Самым известным в данном направлении ювелирного искусства считается Даниэль Шике. Его работы прекрасно сочетают красоту и достижения инженерной мысли. Одним из его произведений являются кольца, собирающиеся как подобие паззла. Все части колец сочетаются друг с другом.
Изначально характерными чертами конструктивизма были строгость, лаконичность и геометризм, что также нашло место в современном декоративно-прикладном искусстве. Все чаще на российском ювелирном рынке появляются изделия, создатели которых внедряют в свои работы отсылки к той эпохе, но не через функциональность, как в случае с трансформирующимися украшениями, а через дизайн.
Так как конструктивизм традиционно считается направлением исконно русским, то часто в создании ювелирных изделий мастера вдохновляются мотивами знаменитых зданий 20-х годов прошлого столетия. Среди таких зданий – здание Московского планетария, Дом Мельникова и Шуховская башня.
Дом Мельникова – памятник авангардной архитектуры, известный по всему миру. Создан он был в 1927-1929 году в московском Кривоарбатском переулке. В наше время он появился в ювелирных работах сразу нескольких современных мастеров. Например, бренд Gourji представил работы, усыпанные бриллиантами и покрытые эмалью, бренд Little Thing показал более легкое и лаконичное понимание, а Павел Рыженков показал минималистичную архитектурную конструкцию без каких-либо элементов декорирования.
Подобный необычный подход известных ювелирных брендов показывает темы и мотивы, являющиеся важными для российской истории и культуры. Это привлекает к таким украшениям внимание общества, делает их интересным и запоминающимся явлением.
Читайте также: рейтинг ломбардов часов Москвы, отзывы о ломбардах