За последние 20 лет отечественный ювелирный рынок сильно изменился, причём в лучшую сторону. В 90-е он больше напоминал базар, где никто не думал о покупателе и жил по формуле «купи подешевле — продай подороже». Причём базар в прямом смысле слова — большинство украшений, представленных в витринах того времени, привозились из Турции. Они не блистали ни дизайном, ни качеством, но всё равно разлетались практически мгновенно, голодному после советского дефицита покупателю всё было в новинку. После на арену вышли китайские компании, демпинговавшие на ценах, одновременно занять часть рынка пытались немцы и итальянцы.
В пользу отечественных ювелиров сыграли два фактора — особенности таможенного законодательства в России и высокие курсы валют. Они не давали иностранным компаниям установить монополию в то время, пока «наши» адаптировались к новым условиям и наращивали мощности. Причём весьма успешно — многие российские ювелирные бренды сейчас не только заняли первые места на родном рынке, но могут вполне успешно конкурировать с любыми зарубежными коллегами. Особенно в плане качества, дизайна, цены и сервиса: здесь мы в числе первых.
Большую роль в позитивной трансформации отечественного ювелирного рынка сыграли сами покупатели. Россияне выросли во всех смыслах, стали самодостаточными, критически мыслящими, избирательными. Спрос на качественные ювелирные украшения и сервис выступает естественным фильтром, очищающим отрасль от недобросовестных участников, в том числе из-за рубежа. Поэтому нынешний кризис не отбросит её обратно в 90-е, во времена «барыг-перекупов», лишь окончательно освободит место для самых сильных игроков. И здесь у российских компаний много преимуществ.
Безусловно, пандемия ударила по отрасли — закрылось большинство точек розничной торговли, многие бренды и производственные компании понесли серьёзные убытки. Но для многих участников рынка это не первый кризис. Плюс спрос на ювелирные украшения, особенно из золота и бриллиантов, в России за 20 лет менялся несильно, хотя цены на жёлтый металл ощутимо подросли. Поэтому прогнозы на будущее скорее оптимистичные — сегмент ближе к концу 2020 года вполне может показать незначительный рост, ещё через год ситуация окончательно стабилизируется. Не последнюю роль в этом сыграет переход в онлайн.
В период всеобщей самоизоляции продажи ювелирных украшений значительно сократились. Во многом это связано с тем, что основной упор большинство специализированных магазинов до недавнего момента делали на офлайн-формат. Это неудивительно — для потребителей покупка украшения является своеобразным ритуалом, часто связанным с важными событиями в жизни. На интернет-площадке невозможно создать особую атмосферу ювелирного салона, даже качественные фото не всегда передают все нюансы. Онлайн-магазины имели немногие, хорошо работающие — единицы.
Сейчас ситуация меняется к лучшему. Всё большее количество ювелирных брендов успешно выходит в интернет, продажи начали расти. Оценили формат и потребители, особенно в больших городах. Наибольший успех в онлайн-торговле демонстрируют компании, у которых есть опция оплаты изделий после примерки, продумана презентация и выстроена логистика. Их немного, данный сектор рынка только формируется. Но уже понятно, что он сулит большие перспективы.
После адаптации к новым реалиям рынка российская ювелирная отрасль вновь встанет перед наболевшим вопросами. Во-первых, отсутствием профильной производственной базы. Отечественная ювелирная промышленность последние три десятилетия практически не развивалась и до сих пор сильно зависит от импортных технологий и оборудования.
Во-вторых, необходимо реформировать систему подготовки профессиональных кадров. Грамотных специалистов на нашем рынке немного, что неудивительно — учебная программа в профильных вузах откровенно слаба и сильно устарела. Обе проблемы требуют комплексного подхода, и во многом именно они тормозят масштабное развитие отечественного ювелирного рынка.