Ювелирный рынок в России: проблемы и перспективы – Ломбарды.рф

Ювелирный рынок в России: проблемы и перспективы

10.11.2020
Отечественная ювелирная отрасль переживает сейчас не лучшие времена. Коронавирус и девальвация рубля сильно ударили по доходам населения, эксперты предсказывают рекордное падение спроса. Однако штормит российский ювелирный рынок не в первый раз, пандемия стала лишь очередной точкой бифуркации. Может ли она трансформироваться в точку роста и какие к этому есть предпосылки?

Из разрухи — в авангард

За последние 20 лет отечественный ювелирный рынок сильно изменился, причём в лучшую сторону. В 90-е он больше напоминал базар, где никто не думал о покупателе и жил по формуле «купи подешевле — продай подороже». Причём базар в прямом смысле слова — большинство украшений, представленных в витринах того времени, привозились из Турции. Они не блистали ни дизайном, ни качеством, но всё равно разлетались практически мгновенно, голодному после советского дефицита покупателю всё было в новинку. После на арену вышли китайские компании, демпинговавшие на ценах, одновременно занять часть рынка пытались немцы и итальянцы.

В пользу отечественных ювелиров сыграли два фактора — особенности таможенного законодательства в России и высокие курсы валют. Они не давали иностранным компаниям установить монополию в то время, пока «наши» адаптировались к новым условиям и наращивали мощности. Причём весьма успешно — многие российские ювелирные бренды сейчас не только заняли первые места на родном рынке, но могут вполне успешно конкурировать с любыми зарубежными коллегами. Особенно в плане качества, дизайна, цены и сервиса: здесь мы в числе первых.

Всё еще лучшие друзья

Большую роль в позитивной трансформации отечественного ювелирного рынка сыграли сами покупатели. Россияне выросли во всех смыслах, стали самодостаточными, критически мыслящими, избирательными. Спрос на качественные ювелирные украшения и сервис выступает естественным фильтром, очищающим отрасль от недобросовестных участников, в том числе из-за рубежа. Поэтому нынешний кризис не отбросит её обратно в 90-е, во времена «барыг-перекупов», лишь окончательно освободит место для самых сильных игроков. И здесь у российских компаний много преимуществ.

Безусловно, пандемия ударила по отрасли — закрылось большинство точек розничной торговли, многие бренды и производственные компании понесли серьёзные убытки. Но для многих участников рынка это не первый кризис. Плюс спрос на ювелирные украшения, особенно из золота и бриллиантов, в России за 20 лет менялся несильно, хотя цены на жёлтый металл ощутимо подросли. Поэтому прогнозы на будущее скорее оптимистичные — сегмент ближе к концу 2020 года вполне может показать незначительный рост, ещё через год ситуация окончательно стабилизируется. Не последнюю роль в этом сыграет переход в онлайн.

Все в Сеть

В период всеобщей самоизоляции продажи ювелирных украшений значительно сократились. Во многом это связано с тем, что основной упор большинство специализированных магазинов до недавнего момента делали на офлайн-формат. Это неудивительно — для потребителей покупка украшения является своеобразным ритуалом, часто связанным с важными событиями в жизни. На интернет-площадке невозможно создать особую атмосферу ювелирного салона, даже качественные фото не всегда передают все нюансы. Онлайн-магазины имели немногие, хорошо работающие — единицы.

Сейчас ситуация меняется к лучшему. Всё большее количество ювелирных брендов успешно выходит в интернет, продажи начали расти. Оценили формат и потребители, особенно в больших городах. Наибольший успех в онлайн-торговле демонстрируют компании, у которых есть опция оплаты изделий после примерки, продумана презентация и выстроена логистика. Их немного, данный сектор рынка только формируется. Но уже понятно, что он сулит большие перспективы.

Камень преткновения

После адаптации к новым реалиям рынка российская ювелирная отрасль вновь встанет перед наболевшим вопросами. Во-первых, отсутствием профильной производственной базы. Отечественная ювелирная промышленность последние три десятилетия практически не развивалась и до сих пор сильно зависит от импортных технологий и оборудования.

Во-вторых, необходимо реформировать систему подготовки профессиональных кадров. Грамотных специалистов на нашем рынке немного, что неудивительно — учебная программа в профильных вузах откровенно слаба и сильно устарела. Обе проблемы требуют комплексного подхода, и во многом именно они тормозят масштабное развитие отечественного ювелирного рынка.

Читайте также
Новости
08.11.2020
Fernando Jorge: взаимодействие энергии и чувственности
В 2020 году исполняется десять лет с тех пор, как бразильский дизайнер Фернандо Хорхе основал свой бренд в Лондоне. Его украшения всегда отличались плавностью линий и чувственными изгибами в дизайне, даже если сами драгоценные камни на кольцах или серьгах были угловатой формы. В юбилейный же для бренда год Хорхе выпустил, пожалуй, самую сексуальную коллекцию Flame как аллегорию новой энергии в своей работе.
Новости
08.11.2020
Бриллиант глубокого желтого цвета станет звездой аукциона в Гонконге
Природный бриллиант глубокого желтого цвета весом 6,7 карата, отличающийся «насыщенным оттенком и яркой игрой», будет изюминкой предстоящего аукциона по продаже ювелирных изделий и жадеита, который проводит компания Tiancheng International 28 ноября в Гонконге. Об этом пишет портал jewellery.net.
Новости
08.11.2020
Современное искусство: Feng J дебютирует на аукционе Phillips
Аукционный дом Phillips отличается от многих других тем, что он регулярно сотрудничает с лучшими современными ювелирами и восходящими звездами отрасли. Так 28 ноября 2020 года в JW Marriott Hong Kong состоится аукцион, на котором будут представлены два новых шедевра, созданные известным китайским дизайнером высокого ювелирного искусства Фенг Джи.
Новости
08.11.2020
QR-коды и нанометки: как маркировка ювелирных изделий изменит рынок?
В 2021 году в России начнется внедрение маркировки ювелирных изделий специальными QR-кодами и нанометками, а через 2 года – с 1 января 2023 г. – оборот украшений без маркировки будет запрещен.
Новости
07.11.2020
Королевский уровень
Не все современные украшения французского дома Mauboussin продаются в бутиках. Как и много лет назад, клиентами марки остаются особы королевских кровей: в прошлом году ювелиры Mauboussin создали диадему для принцессы Датской, в которой та появилась на государственном ужине в честь официального визита президента Франции в Данию. Принцесса даже придумала для диадемы название - Nuits Claires, что в переводе с французского значит "ясные ночи".
Новости
06.11.2020
Чем грозят 'новации' Центробанка ломбардам?
Революционные изменения от которых лихорадит всех участников происходят не только в ювелирном бизнесе, государственные «новации» в скором времени придут и на ломбардный рынок.
Новости
03.11.2020
Фото: В Екатеринбурге 170 ювелиров и камнерезов сразились в мастерстве
Названы победители Всероссийского конкурса ювелиров и камнерезов имени Денисова-Уральского: оказалось, что самые талантливые мастера живут в Кунгуре.
Новости
03.11.2020
Камни предков: в Петербурге предложат новый взгляд на древние артефакты
27 октября в 11.00 в петербургском Центральном музее связи имени А.С. Попова открывается археологическая выставка «Камни предков», где орудия каменного века покажут так, как этого не делал еще никто и никогда. Среди команды организаторов выставки — археолог, художник и ювелир из Петербурга Татьяна Корнева, известная в том числе читателям Ювелирума своими работами для выставки 9 марта.