Международные галеристы присоединились к конференции Zoom, чтобы обсудить, как им удается выстраивать свои бизнес-процессы. Участники сравнили разные кураторские подходы и критерии отбора художников и работ и дали советы опытным коллекционерам, любителям и начинающим дизайнерам. Разберемся по порядку.
Это непривычное для русского уха название подразумевает концептуальное пространство для экспонирования и продажи ювелирных украшений, отличное от обычного ювелирного магазина или шоурума. Представленные изделия чаще всего выполнены вручную, существуют в единственном экземпляре, но не всегда выполнены из драгоценных материалов. Галереи ювелирного искусства схожи с галереями совриска и выставляют работы, которые имеют художественную ценность, не привязанную к ценности используемых материалов, тем самым приравнивая украшения к арт-объектам.
Анастасия Ландер, Cynthia Corbett Gallery, Великобритания:
– Мы работаем с современными художниками и первичным рынком, наш фокус – живопись, фотография, керамика. Мы продаем произведения искусства, и по классической модели делим прибыль между галереей и художниками. Но это не продажа продукта, коммодити, такого, как кофе, чай или люксовые сумки. Наш товар – объекты искусства, воплощение творческих идей и оригинальных методов производства. Поэтому мы помним о символической ценности. На арт-рынке это важно. Стоимость единицы искусства зачастую эфемерна, ведь символическая нематериальная составляющая меняется со временем. А задача галереи – повышать ценность и узнаваемость изделий, растить и развивать своих художников. Если нам удается сделать художника узнаваемым, то стоимость его работ растет.
Неудивительно, что единого определения не существует. Галеристы, участвовавшие в обсуждении, выставляют и продают самые разные работы как из драгоценных (золото, серебро, камни), так и из обыденных материалов (пластик, стекло, дерево, керамика), и даже из найденных объектов. Размер изделия также не имеет значения. Некоторые украшения ограничиваются привычными размерами (кольца, броши, подвески), другие напоминают надетые на тело скульптуры. Я сама считаю, что дизайнер украшений создает предметы, украшающие тело. В отличие от ювелира, ювелирный дизайнер не обязательно работает с драгоценными металлами или драгоценными камнями. Как и с символической ценностью, красота и соответственно, ценность – в глазах смотрящего.
Эльза Ванье, Galerie Elsa Vanier, Франция
– Существуют украшения, которые несомненно являются арт-объектами, но их можно носить. Размер и ценность материалов должны иметь значения. Во Франции считается, что есть «высокая» (haute) ювелирная мода – обычно речь об изделиях из золота с камнями. Но некоторые коллекционеры носят огромные авангардные украшения, в которых драгоценные материалы сочетаются с простыми, но это не делает их менее ценными – для них это носибельные произведения искусства, чья ценность не определяется каратностью. Это объекты искусства, которые созданы для тела и соотносятся с телом. Такие украшения должны соответствовать владельцу, вызывать эмоции, иметь особое значение и для владельца, и для мастера, который их создал.
Айван Барнетт, Patina Gallery, США
– Для объекта искусства размер точно не имеет значения. Главное – это дизайн, работа с поверхностью и авторский стиль мастера. В этом смысле украшения не отличаются от других объектов искусства, например, от скульптур. В США есть коллекционеры с огромными коллекциями украшений, которые их не носят, а предпочитают хранить, выставлять, любоваться ими как предметами искусства.
София Бьоркман, Platina Gallery, Швеция
– Любой предмет может стать украшением – это ваше индивидуальное решение. Мой подход основан на субъективной оценке: один человек назовет украшение произведением искусства, а другой нет. От других предметов искусства украшения отличаются носибельностью, мобильностью, гибкостью. Наше восприятие меняется в зависимости от того, как и где выставляются изделия: в галерее, студии, шоуруме или только в социальных сетях, как цифровые украшения, которые созданы для фотографий или видео, и их не существует в реальности. Границы размыты, а ценность зависит от контекста. Пользователи сами решают, что для них является объектом искусства. В галерее мы приглашаем клиентов в новую реальность и открываем возможности для интерпретации.
Анна Шетелих, OONA Gallery, Германия
– Я согласна насчет символической или нематериальной ценности изделий. Для нас не так важно ее повысить, как объяснить людям в чем заключается ценность. Некоторые говорят: «здесь даже золота нет, почему так дорого?», а я отвечаю: «вы же готовы заплатить 300 евро за фотографию, хотя это просто чернила на фотобумаге?». То же самое с ювелирными изделиями. Мы должны набраться терпения и вежливо объяснять клиентам, которые не всегда понимают нематериальную ценность, почему это столько стоит.
В современном цифровом мире любой художник может сам продвигать и продавать свои работы онлайн. Однако, заключая договор с галереей, художник получает доступ не только к новой базе клиентов, но и неоценимую кураторскую и коммуникационную поддержку. Как и галеристы совриска, владельцы ювелирных галерей работают прежде всего как кураторы, сканируя ландшафт в поисках новых имен и талантов, отсматривая портфолио и присылаемые заявки, продвигая и продавая уже «подписанных» художников через выставки, спецпроекты, клубы коллекционеров, клиентские и PR-рассылки, социальные сети и участие в международных арт-ярмарках. Балансируя на грани между искусством и коммерцией, большинство галеристов все же соглашаются, что их главным приоритетом является успех бизнеса. Поэтому их главная задача – повысить символическую ценность ювелирных изделий путем разработки инновационных форматов коммуникаций – как в цифровом мире, так и в физическом пространстве галереи.
Анастасия Ландер, Cynthia Corbett Gallery, Великобритания:
– Заключая договор с новым художником, мы вкладываемся в развитие их карьеры и стараемся охватить все возможности арт-рынка, чтобы повысить узнаваемость работ. Что мы делаем? Участвуем в международных ярмарках искусства, проводим публичные мероприятия, работаем с коллекционерами и корпоративными клиентами. Последнее не так заметно, но влияет на арт-рынок: например, если Deutsche Bank купит произведение конкретного художника, то ценность его работ вырастет. При этом важно сохранять хрупкий баланс: предоставляя высокий уровень сервиса коллекционерам, мы должны уважать творческий процесс художника, ведь они – наша главная ценность.
Анна Шетелих, OONA Gallery, Германия
– Я люблю показывать работы мастеров, ведь клиенту важно получить тактильный опыт взаимодействия с изделием, который невозможен, например, в музее. Так мы получаем прямой фидбэк от клиентов и передаем его мастерам, чтобы они понимали реакцию рынка. Выставки – это бесценный опыт и для галереи, и для мастеров. Для них это необычно, ведь в студии они работают в одиночку, а на выставке есть публика. Я открыто говорю, что понимает и принимает аудитория в их работах, а что нет, какие работы представляют ценность, а какое направление может быть не стоит продолжать. Прекрасно, когда ювелиры создают уникальные изделия, но всем нужно зарабатывать и платить по счетам. Самое трудное в нашей профессии – не забывать, что мы занимаемся бизнесом.
Ноэль Гайомарш, Galerie Noel Guyomarc’h, Канада
– Вот уже четверть века я сотрудничаю с теми же ювелирами, с которыми начинал и, конечно, показываю как молодых так и признанных авторов со всего мира. Управление галереей заключается не только в том, чтобы красиво выставить работу в пространстве – мы должны представить ее клиентам, коллекционерам и кураторам. Большую часть времени занимает построение связей с клиентами и образование, то есть обучение клиентов, которые впервые заходят в галерею. Наша ежедневная работа – объяснять природу и ценность нашей коллекции. Как связующее звено, галерея должна укреплять доверие и интерес между клиентами и художниками. В отборе работ мы обращаем внимание на их концептуальные и эстетические качества. Для продвижения я организую выставки в галерее, сам выступаю куратором, а иногда приглашаю известных мастеров или экспертов из индустрии на роль кураторов. Я также участвую в национальных и международных художественных ярмарках, чтобы общаться, расширять клиентскую базу, знакомить художников с новыми рынками. Несмотря на то, что это требует много времени и усилий, сегодня важно поддерживать онлайн активность, поддерживать и обновлять сайт, вести социальные сети. Членство в художественных и ювелирных ассоциациях тоже помогает нам продвигать художников, которых мы представляем.
Большинство владельцев галерей имеют дипломы в области искусств или художественный бэкграунд и полагаются на собственный опыт, видение и интуицию в выборе работ и курировании выставок. С точки зрения критериев для отбора работ, дизайн и узнаваемый стиль имеют значение, а размер и материалы – нет. Тем не менее, решения о сотрудничестве или закупке часто определяются эмоциями и неуловимой химией между галеристом и художником – любовь либо случается, либо нет.
Анна Шетелих, OONA Gallery, Германия
– Высокохудожественные ювелирные изделия должны быть носибельны. Возможно, вы наденете их только по особому поводу, то есть это вещи не на каждый день, но все равно важен и выбор материалов, и правильная инженерная конструкция. Изделие должно быть носибельно и не рассыпаться.
Хелен Айткен-Кунен и Мио Кунен, Bilk Gallery, Австралия
– Мы ищем уникальные работы, которые выражают личность ювелира и его особый художественный язык. Оцениваем оригинальность дизайна, высокое качество исполнения изделия, качество материалов. Некоторые вещи очень сложно носить и, хоть мы не ограничиваемся консервативными ювелирными изделиями, но все же смотрим на функциональность и носибельность. Нам важно насколько экспрессивна та или иная работа, чтобы можно было безошибочно определить, кто ее сделал. Язык ювелира должен нести в себе личность мастера.
Айван Барнетт, Patina Gallery, США
– Наша галерея в Санта-Фе, Нью Мексико, существует уже 21 год. Мы представляем уникальные студийные ювелирные изделия и постоянно ищем новых авторов. Имея художественное образование, мы с женой знаем каково это быть художником или дизайнером, поэтому наши критерии отбора максимально просты: изделие либо нравится, либо нет. Мы придерживаемся принципа главенства эмоциональной реакции: изделия должны вызывать душевный отклик, эмоции, любовь. Если этого нет, то мы вынуждены принимать жесткие решения и прощаться с мастерами. Если любовь случилась, то можно обсуждать насколько хорошо выполнено изделие, какие технологии применялись, гармонична ли композиция и так далее. Мы оцениваем дизайн, а мастер должен объяснить нам что это за работа, почему мы должны ее полюбить и выбрать, чтобы мы в свою очередь могли объяснить это коллекционерам и заставить их полюбить эту работу. Если мастер и его вещи достучались до наших сердец, то мы верим, что сможем передать эту любовь и коллекционерам. Мы принимаем решения, руководствуясь внутренними критериями, потому что в конце концов мы рискуем своим бизнесом.
Атти Тантивит, Atta Gallery, Тайланд
– У меня самая молодая галерея из всех – мы работаем около 10 лет и представляем ювелирные арт-объекты локальных и зарубежных художников на новом рынке. Помимо физических характеристик предметов, важно развивать отношения с мастерами. Работа галереи заключается в том, чтобы находить новых художников, которые будут интересны в долгосрочной перспективе, а не фокусироваться на одном художнике. Поэтому общие цели и ценности, легкость и гибкость общения, химия, а также возможность общаться с художником смсками или письмами напрямую и на одном языке – это все тоже критерии отбора. Если нет такого общения, то работать очень сложно.
И, наконец, эксперты дали однозначный ответ на важный вопрос из зала «Что нужно художнику из России, чтобы выставляться в международной ювелирной арт-галерее?» – искусство коммуникации. Помимо качества работ и соответствия духу галереи, в идеале, мастер должен владеть английским или нанять агента (пусть даже это будет его мама, сестра или друг) для оформления заявок, написание писем и общения с галеристами и кураторами. Самостоятельная домашняя работа тоже обязательна – прежде, чем писать письма и отправлять портфолио, художникам следует изучить концепцию галереи, прошедшие выставки и список представленных имен.
Анастасия Ландер, Cynthia Corbett Gallery, Великобритания:
– Как исполнительный директор Young Masters Art Prize и независимый консультант, я работаю с молодыми художниками со всего мира, помогаю им с развитием карьеры. Многие из них удивительно талантливы, но, к сожалению, совсем не владеют навыками коммуникации. Если они не могут правильно оформить портфолио, составить заявку или написать мотивационное письмо, то это лишает их шанса попасть в шортлист премии.
Айван Барнетт, Patina Gallery, США
– Талант – это здорово, но также важен профессионализм в работе с галереями, умение выстраивать коммуникацию. Молодых художников этому должны учить в школах искусств. Или у ювелира должна быть мама, сестра или кто-то, кто умеет общаться и продавать работы, чтобы художник мог заниматься только тем, что у него получается лучше всего – искусством. Иногда я теряю терпение, потому что не могу делать все за художников. Я делаю все что в моих силах для продвижения, но я не готов заниматься микроменеджментом и брать на себя все вплоть до мелочей. К сожалению, в мире много талантливых людей, но слишком мало галерей, поэтому существует конкуренция.
Хелен Айткен-Кунен и Мио Кунен, Bilk Gallery, Австралия
– Ювелирная галерея – это бизнес со своими правилами. Художники должны понимать как устроена галерея, как мы работаем, как нужно общаться. Нельзя закрыться в мастерской и не рассказывать о своих работах, о концепции, о ценности. Это опрос образовательной цепочки: информация идет от мастера к галерее и от галереи к клиентам. Для развития карьеры ювелира важно выстроить коммуникацию с галереей и лелеять это партнерство с обеих сторон.
София Бьоркман, Platina Gallery, Швеция
– Вопрос выбора украшений зачастую заключается не только в том, что нравится или нет, а могу ли я с этим украшением и с этим мастером работать.