О проблеме подготовки ювелиров на Урале (2я часть)

  • Новости

Украшения индивидуальных авторов не уступают уникальной продукции больших предприятий ювелирного дела. Мастера стараются внедрить в свое кустарное производство новейшие технологии, это не дает отстать от больших конкурентов. Для процветания отрасли необходимо, чтобы был диалог между производством и индивидуальными авторами, чтобы специалисты готовились силами специализированных учебных заведений и непосредственно заинтересованных предприятий.
Свердловское региональное отделение ВТОО «Союз художников России» сегодня является первой площадкой, объединяющей ювелирных мастеров. Здесь проходят выставки работ, происходит общение на профессиональном уровне, обмен опытом между ювелирами и новым поколением, обучающимся ювелирному делу. «Музей истории камнерезного и ювелирного искусства» поддерживает авторское ювелирное искусство и предоставляет свои площадки бесплатно для выставок художественных работ. Под патронажем музея проходит каждый год «Традиционный конкурс ювелирного, камнерезного и гранильного искусства им. А.К. Денисова-Уральского «Металл, камень, идея», где открываются новые имена и идет популяризация ювелирного искусства. Мастера из Екатеринбурга всегда активны во всероссийских конкурсах ювелирного дела, участвуют во всех выставках, не только в региональных, но и по всей стране. Никогда не оставляют без внимания мероприятия, организуемые ВТОО «СХР», Всероссийский конкурс авторского ювелирного и камнерезного искусства в Калининграде. Принимают активное участие в Международном биеннале авторских работ из янтаря «Алатырь» 
Активная позиция мастеров-художников ювелирного производства Урала позволяет развивать искусство на высокопрофессиональном уровне. Урал не отстает от других регионов, лидеров ювелирного цеха.
Все, что делается сегодня, работает на будущие поколения. Проделывается большая работа, но его может быть недостаточно, если есть цель создать полноценную школу, где будет работать преемственная связь поколений. Знания сегодняшних мастеров не должны пропасть, новые художники ювелирного дела нуждаются в опыте и в знаниях. Есть еще немало проблем, только их решение даст положительный сдвиг в процессе развития. Раньше квалификация художника росла благодаря практической работе на самих предприятиях. Стажеры перенимали опыт мастеров. Сегодня это невозможно из-за узкой специализации работников на производстве. Нагрузка должна распределяться равномерно и не одобряются переквалификации на другие специальности, хотя они и смежные. На производстве важно сохранить баланс, нет времени обращать внимание на обучение, хотя производство от этого только теряет.
Реалии таковы, что не стоит ждать большого роста мастерства ювелиров именно на производстве, им многогранных навыков черпать неоткуда. Пошла такая тенденция, что опытные исполнители не хотят делиться своими секретами, всегда есть риск остаться без работы, зачем плодить конкурентов.
Первоначальные навыки специалисты получают во время учебы. Чтобы приступить к работе, нужна практика под руководством настоящих профессионалов. Подмастерьев сегодня художники почти не набирают. Это связано с дополнительными расходами, которых просто нет для учеников. Ведь надо организовать рабочие места, нужны специальные инструменты и надо обеспечить работой, которая должна быть оплачиваемой. Это возможно только при официальном трудоустройстве, бесплатно сегодня работать никто не будет. А раз так, то мастер берет на себя дополнительные проблемы и расходы.
Все эти трудности при организации практики приводят к тому, что мастера не берут ответственность на себя за обучение. Но этот процесс необходимо возродить и наладить, учитывая нужды всех сторон. Должны в этом помогать все сообщества Урала, если они как-то связаны с ювелирным искусством. Сохранить славные традиции ювелирных мастеров региона необходимо не только для сегодняшнего дня, но и для будущих поколений.


О проблеме подготовки ювелиров на Урале (1я часть)

О проблеме подготовки ювелиров на Урале (2я часть) 

Ваш город Москва?
Выбрать город