Филигрань, как одна из базовых ювелирных техник, была известна еще с VI века до нашей эры. Сущность филигранной техники заключается в нанесении на металлическую основу узора из тонкой проволоки. Это может быть узорчатое изделие без фона. Нередко изделия из ажурной или напаянной проволоки дополняют впаянными в углубления маленькими шариками (чернью) и эмалью. На Руси такую технику называли «скань» и происходит наименование от древнерусского слова «скать», означавшего сбивать, ссучивать. Ювелирную технику скани с применением черни для изготовления вещей в древней Руси начали использовать с IX века.
Наибольший рассвет российской скани с использованием самых различных материалов приходится на XV-XVI века, когда было много известных имен самобытных мастеров. Первоначально филигранные изделия производились в мастерских, которые принадлежали монастырям или царю. В связи с увеличением потребности в сканных вещах, производство сканных изделий в XVII веке перешло в отдельные мастерские, где мастера сами воплощали свои задумки в конкретные изделия. Тогда же в больших сканных изделиях стали широко применять кроме резной кости, драгоценные камни, дерево, хрусталь, перламутр, драгоценные камни.
Начиная с восемнадцатого века производство изделий со сканью, широко распространилось по всей России. Во многих художественных мастерских создавались как большие произведения искусства, так и изделия малых форм. Налаженное позднее промышленное производство позволило выпускать в больших масштабах изделия различного назначения. На фабриках с использованием высоких технологий производились высокохудожественная посуда, церковная утварь, туалетные принадлежности. Появляется новый вид эмали – просвечивающаяся (оконная). Вместе с тем исчезает индивидуальность, появляется манерность стиля во многих вещах.
В двадцатом веке на ювелирных заводах и мастерских художественных фабрик, расположенных не только на территории России, но и в других союзных республиках, наряду с ювелирными изделиями изготавливались различные бытовые предметы, такие как вазочки, небольшие по размеру скульптуры, подстаканники и тому подобное. Современный художник – ювелир Юлия Маланчук для создания авторских модных ювелирных украшений использует традиции древнерусских выдающихся мастеров, работающих в технике скани. Не случайно, созданная Юлией Маланчук для фильма «Борис Годунов» (режиссер Сергей Бондарчук) копия Шапки Мономаха выставлена в музее Мосфильма.
В настоящее время с. Казаково Вачского района Нижегородской области и поселок Красное-на-Волге Костромской области являются главными центрами, где в основном сосредоточено сканное дело. Предприятие художественных изделий, расположенное в Казаково, на основе филигранной техники изготавливает уникальную продукцию сувенирного назначения и ювелирные изделия потрясающей красоты. Отличительной особенностью изделий Казаковских мастеров является то, что филигрань используется не как накладка, в качестве дополнительного украшения, а как самостоятельное изделие. Ажурные изделия из медной проволоки, покрытые слоем серебра, вызывают ассоциации с торжественной чистотой морозного леса, звонкостью заснеженных полей.
Созданный на базе профессионального училища, техникум народных художественных промыслов в Павловском, продолжает исторические традиции павловских умельцев прежних лет. Здесь готовят мастеров, овладевших в совершенстве техникой скани. В поселке Красное-на-Волге находится училище художественной обработки металлов и один из старейших в России ювелирных заводов (с 1919г.), использующий технологию финифти. Сохраняя традиции Красносельского ювелирного промысла, здесь выпускаются сканные изделия с цветной и витражной эмалью, Ритуально-обрядовые изделия, ювелирные украшения, посуда разного назначения, выполненные в технике филиграни, пользуются большим успехом не только у отечественных потребителей, но и за рубежом.
Техника производства
Филигранный узор создается с помощью разных элементов:
- веревочки;
- шнурка;
- плетения;
- дорожки;
- елочки и других.
Соединения отдельных элементов в единое целое производится спайкой. Сочетание филиграни с зернью придает изделиям нарядность, особо изысканный вид за счет игры светотени и эффектной фактуры. Для изготовления изделий в технике филиграни применяют сплавы из благородных металлов, а также латунь, медь, мельхиор, нейзильбер.
В ювелирном деле используют три вида техники:
1. Напайная, когда проволоку и зернь напаивают на листовой металл. При удалении фона получают просечную филигрань, а если он остается, то скань называют фоновой или «глухой»;
2. Ажурная, где отсутствует фон, а зернь крепят на кружевном проволочном узоре, и ее именуют «Русской филигранью»;
3. Объемная техника предусматривает создание элементов изделия по отдельности, которые затем монтируются в общую композицию.
Орнамент скани может быть геометрическим, простых и сложных форм, но более распространенным является растительный узор. Филигранная отделка цветов с вытянутыми листками, листья с прожилками из завитков, поражает тонким художественным вкусом. В целях облагораживания украшений, выполненных в технике филиграни, их оксидируют и серебрят, сочетают с чеканкой, эмалью, гравировкой. Любая из этих техник широко используется в самых разных видах ювелирных украшений. Большим спросом пользуются серебряные вещи прикладного назначения – шкатулки, вазочки, солонки. Сохранение и развитие древних традиций русской скани в современных условиях пользуется все большим спросом.