История граверного дела
Свою летопись граверное дело начинает с Китая, где около трех тысяч лет назад зародилось данное искусство. Гравирование использовалось при работе с циферблатами часов, на которых мастера делали заточки и несложные узоры. Нанесение гравировки представляло собой кропотливый труд, ведь резцы, с помощью которых вырезались деления, были из мягких тканей, поэтому они часто ступливались или ломались. Несмотря на эти сложности, древние ювелиры умудрялись создавать настоящие шедевры.
К двенадцатому веку до нашей эры произошло событие, которое в корне изменило граверное дело. Греческие мастера сделали настоящее открытие – они выяснили, что после закалки железо приобретает прочность и становится твердым. Благодаря обнаруженному свойству этого металла, гравировать стало намного легче. Мастера могли уже не отвлекаться на замену сломанного инструмента, а могли полностью посвятить себя творчеству. Однако теперь в качестве инструмента стал использоваться штихель - специальное приспособление, предназначенные для гравировки.
К шестому веку до нашей эры гравировка приобрела огромную популярность. Ее стали применять не только в бытовых целях, к примеру, делать шкалы на водяных часах, но и использовали в качестве украшений на медалях и ювелирных изделий. В Древнем Риме и Древней Греции с помощью гравирования украшали посуду и иные бытовые предметы. На Кавказе мастера наносили орнаменты на предметы оружия - топоры, мечи и доспехи. В качестве рисунка в основном выступали изображения животных. Граверное дело стало развиваться и в Древней Руси. Наиболее знаменитыми и ценными предметами гравировки были павловские висячие замки. Они украшались фигурами всадников и скоморохов, львов и журавлей, сказочных персонажей – русалок и диковинных птиц. А вот в Древнем Египте и Сирии гравировка наносилась на золотые предметы и изделия из драгоценных металлов. В этих странах считалось, что металлы обладают уникальными свойствами, позволяющими ощутить связь с богом Солнца. В эпоху Средневековья впервые стали наносить гравюру на ювелирные изделия. В этот век – век рыцарства и подвигов – делали надписи на кольцах и кулонах, брошках и браслетах. Однако по-настоящему граверное искусство стало востребованным только к середине одиннадцатого век – периоду путешествий и мореплаваний. Данное направление в эпохе сказалось и на граверном деле – теперь мастера наносили гравировку на компасы и хронометры.
Граверное дело в России
Свою популярность граверное дело в России приобрело в период правления Петра Великого. Именно благодаря его реформам гравировка приобрела масштабность по всей стране. Если раньше гравировку наносили лишь на обложки книг и бытовую утварь, то с развитием науки она стала использоваться при создании угломерных приборов. Однако гравировка применялась не только в целях развития науки. И зажиточное население активно применяло ее в качестве украшений на домах или использовали для написания поздравлений или важных посланий. А в девятнадцатом веке гравировку наносили на оружие, что впоследствии данному предмету придавало особый статус и относило к произведению искусства – такое оружие трепетно хранилось и вызывало гордость у его обладателей.
История гравировки в СССР
После прихода к власти большевиков на граверное дело был наложен запрет - большинство мастеров подверглись преследованиям, а их шедевры - критике и уничтожению. Однако, как ни странно, граверное дело продолжало развиваться - и это все благодаря науке. К 1922 году большевикам потребовалось огромное количество приборов, на которых необходимо было наносить шкалы и сетки. А в 1926 году была открыта лаборатория для создания научных снимков, где гравировка нашла свое широкое применение. В эти годы граверное дело претерпело значительно изменение – благодаря новым методам, которые основываются на комбинированных и фотографических способах, мастерам удавалось воспроизводить рисунок или делать отсечки с удивительной точностью.
Способы гравировки в ювелирном деле
Существует несколько технологий, с помощью которых можно сделать гравировку на ювелирных украшениях. Первый вид – ручная гравировка. Есть мнение, что под данным видом понимается выжигание букв на металлах – его выполняют умельцы в торговых центрах. Однако это неверное представление. Прежде чем приступить к ручной работе, художник создает 3D модель изделия – для этого требуются глубокие знания и навыки. Он досконально прорисовывает все детали, а затем на современной технике изготавливает данное изделие. Однако даже самое точное оборудование имеет несовершенства, поэтому дизайнер вручную дорисовывает каждую мелочь. Мастер при ручной гравировке использует специальный инструмент – штихель. Мастер-гравер должен делать все аккуратно – любое неверное движение руки может испортить рисунок. Поэтому ручная гравировка по праву считается скрупулезной. Она уникальна и неповторима. Еще одним видом гравировки является фрезерная. Существует огромное количество фрезерных станков, которые отличаются по виду исполнения (цилиндрические, червячные и другие), по типу обрабатываемого материала (дерево, чугун, алюминий, медь), по материалу режущей части (твердый сплав, алмаз, металлокерамика). Особо выделяют алмазную фрезу, которая на изделии оставляет ямки, благодаря чему создается объемный эффект. Лазерная гравировка – современный вид данного искусства. Лазер испаряет частицы металла, при этом меняется не только его структура, но даже цвет. Данным способом можно добиться четкого нанесения рисунка. Эта техника нанесения гравировки используется при украшении брелков и жетонов. Травление кислотой – еще один способ гравировки, однако он не настолько популярный как предыдущие три. Тем не менее, его используют при нанесении узоров на стекле или металле.
Мастера гравёрного дела
После того, как граверное мастерство стало популярным в России, в монетных домах Москвы и Ленинграда была обучена целая группа граверов – специалистов своего дела. Рассмотрим наиболее выдающихся мастеров, которые внесли огромный вклад в развитие русского граверного дела.
Соколов Иван Алексеевич
Иван Алексеевич Соколов родился в 1717 году. Иван учился в классах живописи при Санкт-Петербургской академии наук. У него были выдающиеся учителя: Шумахер преподавал изоразительное искусствоа, а Христиан Альберт Вортман и Оттомар Эллигер обучали молодого человека гравированию. Однако Иван Алексеевич превзошел и их. В 1745 году он становится главным мастером в Академии. За двенадцать лет своего правления он обучил много достойных граверов. Благодаря ему граверное дело в России не только догнало западный уровень, но и превзошло его. Сам Иван Соколов был художником по меди, из всех материалов он предпочитал именно этот. Соколов был выдающимся мастером, который нашел себя в парадных портретах. Они отличаются удивительной точностью и реалистичностью предметов. Мастеру удавалось точно изобразить как мягкость женских волос, так и холодность стального оружия, как шелковистость меха, так и сверкания тканей. Каждая его картина представляет собой целое произведение искусства. Иван Алексеевич Соколов стал одним из самых уникальных персон в истории России в граверном деле.
Михаил Евлампиевич Перхин
Михаил Евлампиевич Перхин – выходец из зажиточной крестьянской семьи. В 17 лет он уехал в Санкт-Петербург и поступил на обучение к ювелиру. В 1884 году Михаил становится ремесленником золотых дел, а спустя два года получает звание мастера и приступает к работе в доме Фаберже. При этом Михаил Перхин завоевал право на свое личное клеймо – теперь на его работах фигурировали инициалы «М.П.». Данное клеймо стояло на двадцати восьми императорских пасхальных яиц, среди которых такие известные работы как «Бутон Розы», «Дворцы Дании», «Транссибирский экспресс», «Мадонна Лилия», «Медный всадник» и другие. Михаил Евлампиевич на протяжении 18 лет был ведущим мастером в фирме Фаберже. Кроме того он открыл свою мастерскую в фирме, где делались граверные работы на драгоценных металлах, а также изготавливались украшения – броши, бусы, кольца и многое другое. Михаил Евлампиевич Перхин - легендарный ювелирный и граверный мастер. Сегодня его работы высоко оцениваются аукционерами и любителями граверного дела. В честь него утверждена награда, которую присваивают лучшим ювелирам.
Антон Фёдорович Васютинский
Антон Федорович Васютинский – российский художник в сфере медального искусства. В 1888 году он закончил Академию Художеств, а уже через три года его работы были представлены в Париже на выставке. Его коллекция медалей была отмечена дипломом. Антон Федорович поступил на службу в Петербургский монетный двор, где занимал должность старшего медальера. С 1920 года отмечается его карьерный рост – сначала он становится помощником управляющего, через два года занимает должность самого управляющего Медальной и вспомогательными ее частями, а в 1926 – главным медальером. Несмотря на то, что Васютинский наибольшую часть жизни прожил и работал в Российской Империи, значительный вклад в развитие граверного мастерства он внес в Советском Союзе. Ведь именно благодаря ему при Академии, в которой он учился, было создано медальерное отделение. Его учениками были такие уникальные мастера как Соколов Н.А., Голенецкий В. В., Тульчицкий С.Л. и многие другие. Васютинский вырастил целую школу советских медальеров. К его работам относятся штемпели к монетам Советского Союза: десять, пятнадцать и двадцать копеек, серебряные пятьдесят копеек и рубль, золотой червонец. Кроме того он участвовал в создании штемпеля для ордена Ленина. Его работы сохранены и находятся в ряде ведущих музеев страны – Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея.
Смотрите также: лучшие ломбарды Москвы рейтинг, отзывы о ломбардах