Выборка состоит из 3254 компаний, работающих по ОКВЭД 64.92.6 – «Деятельность по предоставлению ломбардами краткосрочных займов под залог движимого имущества».
Из них выручка значится лишь у 2385 компаний, суммарно за 2018 год она составила 28,438 млрд рублей, что на 4,4% (на 1,306 млрд рублей) меньше, чем годом ранее.
Доля ТОП-12 компаний в общей выручке равна 38% (10,827 млрд рублей), это чуть больше чем 37,6% годом ранее. Доля первой тройки в «общем котле» – 18,7%, это почти столько же, сколько в предыдущем периоде.
Помимо простого ранжирования по объему выручки за 2018 год, рассчитана доля каждой компании в общей выручке, рост выручки к предыдущему периоду и изменение позиции за год. Результаты представлены в таблице ниже. Бренд «Залог Успеха» объединяет результаты работы двух юридических лиц. Также по согласию менеджмента объединены в одной позиции «Объединенный ломбард» и «Столичный ломбард», в остальных случаях сливания юрлиц не производилось, возможны скрытые лидеры рынка.
Таблица 1 – Рэнкинг ломбардов России по выручке за 2018 г. Источник: Zaim.com по материалам информационно-аналитической системы Fira Pro (www.fira.ru) Методика: выборка, годовые итоги и расчет средних произведены по предприятиям, содержащим ОКВЭД 64.92.6
В рэнкинге шесть из двенадцати компаний работают более 10 лет. Команды «Объединенный ломбард» и «Столичный ломбард» покинули первую дюжину, им на смену вошел «Ломбард Крым Капитал». Семь компаний сохранили свою позицию, три компании сделали по шагу вверх/вниз, последовательность лидеров за 4 года проведения нашего исследования в целом устойчива, в части распределения долей рынок ломбардов вполне стабилен.
У восьми компаний из списка выручка уменьшилась по сравнению с предыдущим годом, только четыре показали рост, максимальный – «Ломбард Крым Капитал» с +25% к прошлому году.
Год назад тренды были противоположные, тогда у 8 компаний выручка выросла, причем у трех из них значительно, более чем на 40%. Сейчас же мы видим, скорее, антирекорды: Ломбарды «Благо Кредит» и «Меридиан» просели более чем на 20%. В 2018 году всего 685 компаний получили убыток на общую сумму 0,96 млрд рублей, почти на миллиард меньше, чем в 2017 году. Прибыль получили 1936 компаний на сумму 3,530 млрд рублей, что на 0,57 млрд рублей (14%) меньше, чем годом ранее. Таким образом, чистая прибыль отрасли падает уже не первый год подряд.
Оборотные активы по итогам года почти не изменились и составили 50,364 млрд рублей, роста нет. Финансовые вложения также немного уменьшились, до 24,4 млрд рублей. Оба эти показателя свидетельствуют о стагнации портфеля и общем торможении выдачи займов под залог движимого имущества ломбардами.
Zaim.com продолжил расширенное ранжирование по другим показателям деятельности, в итоге получился альтернативный рэнкинг по трем позициям: выручке, чистой прибыли и оборотным активам. Критериям был присвоен равный вес: чем меньше среднеарифметическая сумма мест по трем позициям, тем выше место в рейтинге. Результаты в таблице ниже.
Здесь ведущая дюжина выглядит иначе, даже чем год назад, появляются новые участники, сильно двигаются резиденты. Рентабельность изменилась разнонаправленно, половина улучшила свои показатели, столько же ухудшили.Таблица 2 – Рэнкинг по трем критериям: выручка, чистая прибыль, оборотные активы Источник: Zaim.com по материалам информационно-аналитической системы Fira Pro (www.fira.ru) Методика: выборка, годовые итоги и расчет средних произведены по предприятиям, содержащим ОКВЭД 64.92.6
Представленные рэнкинги ломбардов не отражают качества работы, а говорят только о масштабах и эффективности компаний. Качество работы и удовлетворенность услугами ломбардов независимо от размера и количества офисов остаются стабильно высокими, об этом свидетельствуют данные Банка России: число жалоб на ломбарды из года в год минимальное по всему финансовому сектору.
Минимален и рост рынка, скорее, можно говорить о снижении всех бизнес-показателей. Выручка, число компаний, прибыль, портфель займов и количество клиентов – все либо снижается, либо показывает очень незначительный рост, в отличие от остальных секторов кредитов и займов. Частично это вызвано посерением рынка и продолжающейся миграцией небольших компаний в серую зону для ухода из-под контроля мегарегулятора – Банка России. Но основная причина все же в нарастающей привлекательности и активной рекламе онлайн-займов, кредитных карт и программ рассрочек. А ломбарды – это пока история про офлайн и сложное масштабирование бизнеса.
Еще и поэтому не стоит ждать здесь каких-то прорывов и потрясений: низкая рентабельность и отсутствие роста надежно сберегают сложившуюся иерархию первых народных кредиторов. Нет перспектив – нет инвестиций. На рынке все спокойно.