В Гербовом зале Зимнего дворца открылась выставка «Фаберже – ювелир Императорского двора»
«Эта выставка – наш ответ пандемии», – подчеркнул директор Эрмитажа Михаил Пиотровский на открытии, которое прошло в новом формате: зрители могли наблюдать происходящее в Гербовом зале Зимнего дворца во время прямой трансляции. Директор Эрмитажа перерезал ленточку, объявил выставку открытой, и в зале появились первые посетители. Музей работает в обычном режиме, он не закрыт, но от больших вернисажей вынужден временно отказаться.
Еще одна реалия нового времени – сотрудничество больших государственных музеев с частными. Кроме Эрмитажа, Павловска и Петергофа, в выставке «Фаберже – ювелир Императорского двора» участвуют три частных собрания – Русский национальный музей из Москвы, Музей христианской культуры из Санкт-Петербурга, и Музей Фаберже из Баден-Бадена. Открытия, которые смогут сделать для себя посетители, связаны именно с коллекциями этих новых музеев.
Из Баден-Бадена в Санкт-Петербург привезли бриллиантовые диадемы, принадлежавшие двум русским императрицам, Марии Федоровне и Александре Федоровне, и несколько других, более мелких вещей, таких как броши и браслеты. Все эти предметы выставляются в Эрмитаже впервые.
Во время онлайн-прогулки по выставке – нового ритуала, созданного музеем как часть ответа пандемии – куратор выставки, младший научный сотрудник отдела Западноевропейского прикладного искусства Татьяна Бабошина напомнила, что драгоценностей, созданных Карлом Фаберже для представителей Российского Императорского дома, в эрмитажном собрании нет – они были проданы в первые годы советской власти.
Диадемы российских императриц, которые сейчас находятся в собрании Музея Фаберже в Баден-Бадене, до 1930-х годов принадлежали Арманду Хаммеру, сделавшему себе состояние на перепродаже царских драгоценностей и произведений искусства, оказавшихся ненужными советской власти. В 1931 году оставшиеся в живых члены семьи Романовых добились запрета на торговлю царскими вещами, но Хаммер не придавал особого значения судебным решениям и продавал, кстати, не только подлинные работы Фаберже, но и подделки.
Среди тех, кто был вынужден участвовать в продаже произведений искусства, созданных в мастерских Фаберже, волею судьбы оказался и один из совладельцев фирмы. Агафон Карлович Фаберже, с 1898 года эксперт Бриллиантовой комнаты Зимнего дворца, оценщик Его императорского величества, в 1922 году был назначен уполномоченным Гохрана. Бежать из Советской России ему удалось только через пять лет. Агафон Карлович вместе с женой и сыном перешел по льду Финский залив, предварительно переправив за границу драгоценности, деньги и коллекцию марок. Драгоценности и деньги были частично украдены, и последние годы Агафон Фаберже жил за счет продажи марок.
В соседней витрине – еще одна группа вещей, вернувшихся в Эрмитаж спустя столетие с лишним. С началом первой мировой войны Карл Фаберже переформировал свое московское отделение под нужды фронта. Московские мастерские, в которых перед войной работало более двухсот человек, выполняли огромное количество военных заказов. Из фондов Российского национального музея на выставку прибыли предметы, когда-то находившиеся в лазарете имени цесаревича, открывшемся летом 1915 года в залах восточной половины Зимнего дворца. Металлическая посуда для стерилизации инструментов, с монограммами императрицы Александры Федоровны и великих княжон, служивших в лазарете сестрами милосердия, бульотка и походный самовар с инициалами Николая II и наследника Алексея – все это было выпущено мастерскими Фаберже.
Трудно связать эти вещи с образом императорского ювелира, создавшего среди прочих шедевров миниатюрные копии царских регалий – это главный экспонат выставки. Большая и малая короны, скипетр и держава, уменьшенные в десять раз, были созданы к Всемирной парижской выставке 1900 года. За эту работу Карл Фаберже получил гран-при выставки и орден Почетного Легиона. Год спустя Николай II приобрел эти драгоценные вещицы, а еще через год во дворце барона фон Дервиза на Английской набережной открылась персональная выставка ювелира под покровительством императрицы. Это был момент наивысшего триумфа Карла Густавовича Фаберже, результат многолетнего труда, сделавшего его доверенным лицом царской семьи.
Позади остались пятнадцать лет, которые он провел в галерее драгоценностей Императорского Эрмитажа, где работал сначала как реставратор, позже как оценщик. Изучая и реставрируя ювелирные изделия старых мастеров, получил навыки и опыт, которые позволили ему открыть в 1874 году собственную мастерскую, а в 1885 стать Поставщиком императорского двора. В этом же году началась его знаменитая серия драгоценных пасхальных яиц, которая принесла ему мировую известность.
На выставке есть первая вещица из этой серии, сделанная по типу русской матрешки – скорлупа, покрытая белой эмалью, внутри желток, в желтке курочка из цветного золота с короной. Пасхальный подарок Александра III своей жене, Марии Федоровне, открыл новую страницу в истории имперского ювелира. В этой истории до сих пор много белых пятен, вопросов, оставшихся без ответа, много исчезнувших вещей, которые иногда внезапно появляются, и каждая такая находка увеличивает интерес к наследию Карла Фаберже.