В e-commerce сейчас происходит много разных процессов. На мой взгляд, три самых интересных тренда — это e-grocery, маркетплейсы и технологии. Начнем с e-grocery. В 2020 году этот сектор невероятно вырос. Например, «Лента» сделала свой сервис «Ленточка», у X5 Retail Group работает несколько проектов, которые она недавно объединила в одной платформе «Около». Коллеги пытаются выжить максимум из хайпа на еде и консолидировать свои сервисы, чтобы каждый клиент доставался им с меньшими затратами. Мы видим много партнерств в этой сфере. Например, «Яндекс.Лавка» и «Самокат» начинают продавать продукцию других магазинов. Я знаю, что один ретейлер готовит продуктовый маркетплейс. Много проектов готовится.
Да, сейчас мы видим, что эти компании деньгами топят космос и просто захватывают рынок. Но все они придут к прибыльной модели. Доставка станет платной или будет высокий порог для бесплатной доставки, какие-то сервисы уже это делают. Развитие этих сервисов совпало с острым кадровым вопросом: большинство курьеров были мигрантами и покинули страну во время пандемии. Это будет стимулировать сервисы менять свой подход к доставке. Если говорить про время доставки, эти 15 минут избаловали покупателя, многим это не нужно. Как говорили на пленарной сессии «Недели ретейла», «я не хочу за 15 минут, потому что не успею передумать и отменить заказ». Все игроки сейчас растут, потому что рынок не освоен. В следующие годы мы увидим битву за рынок, так как в этом году люди научились покупать еду онлайн, компании налаживали поставки и масштабировались, а потом ретейлеры обратят внимание друг на друга. Конкуренция будет интересной, 2021 год будет жарким для e-grocery.
Переходим к маркетплейсам. В России есть несколько универсальных маркетплейсов, доминирующих над всем рынком и делающих основную долю оборота e-commerce. Бесконечно это продолжаться не может, потому что это неудобно. Приходя на универсальный маркетплейс, ты не можешь получить профессиональную консультацию и специализированный фильтр при поиске товара. Нас ждет рост нишевых маркетплейсов, вероятно, мы пойдем по пути Китая. Там только в одной провинции работает 200 маркетплейсов с высокой экспертизой в своих категориях. Ко мне за этот год обратились несколько компаний с просьбой помочь запустить нишевые маркетплейсы по определенным категориям товаров. Раньше казалось странным говорить о маркетплейсе сухариков или радиоуправляемых игрушек, но сегодня это становится реальностью. Нишевые маркетплейсы отъедят часть аудитории у универсальных маркетплейсов, и за экспертизой покупатели пойдут к ним. Я думаю, это будут проекты на основе уже имеющихся интернет-магазинов, экспертов своей области. Например, «Детский мир», «Всеинструменты.ру», Boardriders и т.д. С нуля тоже будут проекты, но, когда мы говорим про проекты с нуля и инвесторов не из сферы, обычно это история про универсальные магазины — им проще конкурировать, просто заливая все вопросы деньгами, и за счет объема выходить на нужные обороты. Запуск на базе своего интернет-магазина нишевого маркетплейса позволит нарастить аудиторию, трафик, а покупателям — предоставит профессиональный подход и экспертизу в категории. Это уже началось так же, как начиналось в онлайн-продажах, — с популярных категорий, таких как бытовая техника и электроника, одежда и т.д. Со временем категории будут детализироваться. Но в России есть особенность, которая может не позволить рынку пойти по пути Китая. Это «госплан» — наше государство заинтересовано в том, чтобы иметь монополию в основных важных сферах жизни общества. Не исключаю, что у нас может появиться что-то одно большое, куда все будут приходить. Но это не связано с рыночными тенденциями. Первые признаки уже есть — посмотрите на трансформацию «Сбера» и «Почты России».
И третья большая тенденция в e-commerce — это развитие технологий. Сейчас уже недостаточно просто запустить сайт и обеспечить отгрузку товара. Если мы говорим про технологии для продаж, огромное значение нужно придавать аналитике. Есть очевидные вещи, которые можно улучшить в интернет-магазине за счет аналитики, но им не придают особого значения: карточка товара, чекаут и другие наиболее важные части пользовательского пути к покупке. Есть технологии, которые позволяют часть или весь процесс обработки заказа отдать на аутсорсинг, что получится гораздо эффективнее, чем у магазина. Потому что в онлайне многие ретейлеры не могут обеспечить такой же уровень сервиса, который они предоставляют в офлайне. И третье — это решения для увеличения конверсии сайтов. Мало привлекать людей и анализировать их поведение, нужно использовать технологии, которые позволяют из того же количества посетителей получать больше покупателей. Например, бесшовные системы лояльности, которые работают одинаковым образом и в онлайн, и в офлайн-бизнесе ретейлера, присылают уведомления клиентам и так далее. Нужно понимать: интернет-торговля уже не может расти за счет увеличения количества пользователей, интернет проник почти везде, где мог. Теперь мы работаем с тем, что есть. И важно уметь грамотно работать с этой аудиторией.