Владимир Збойков
Коллапс ювелирного рынка отменяется. Такое радостное заключение можно сделать по итогам прошедшей 28 октября 2020 г. zoom-конференции руководителя Федеральной пробирной палаты Ю.И.Зубарева с членами Ассоциации «Гильдия ювелиров России». Вопреки опасениям, регулятор услышал бизнес и очень разумно скорректировал технологическую основу введения прослеживаемости оборота ювелирных изделий.
Нанесение Date matrix штрих-кода на металл ювелирных изделий в новой парадигме ГИИС ДМДК хотя и осталось, но по сути эта метка превратилась из основного (рабочего) в некий арбитражный инструмент, что крайне важно. Дело в том, что теперь считывание этого крошечного штрих-кода потребуется лишь единожды, для формирования QR-кода бирки данного изделия, причем не в магазине при продаже изделия (что оказалось бы катастрофой для рынка), а у производителя изделия. Как заметил Юрий Иванович, «к последней модели [построения ГИИС ДМДК] мы пришли с учетом обратной связи от рынка». И это истинная правда – Ассоциация действительно «била во все колокола», призывая регулятор отказаться от использования маркировки ювелирных изделий по металлу как способной подвести рынок к апокалипсису.
Таким образом, возможные и ожидаемые проблемы считывания нанесенного кода на металл изделий уже не потребуется решать в экстренном порядке, как это могло бы происходить в ювелирных магазинах. Да и иметь считыватели таких меток с металла, как было оговорено Юрием Ивановичем на конференции, обяжут не все торговые точки, а только крупных игроков рынка. Повезло маленьким…
Другой очень важной для рынка приятной новостью конференции стало заявление о том, что в ювелирной торговле будет вводиться не запретительный, а уведомительный порядок оборота. На практике это означает, что для пробития кассового чека не потребуется ожидание получения от оператора ГИИС ДМДК подтверждения легальности оборота продаваемого изделия, а проверка законности его реализации будет автоматически происходить где-то в течение суток.
Наконец, третья позитивная новость позволит с облегчением выдохнуть половине ювелирной торговли – снимается обязательное требование о наличии регистрации в Росреестре регистрации недвижимости арендодателя торговых площадей.
Можно без преувеличений сказать, что недавно созданная Федеральная пробирная палата оказалась нетипичным для нашей страны органом, обращенным лицом к интересам развития бизнеса, не забывая при этом, естественно, интересы государства и потребителя. Сам факт проведения уже не первой по счету многочасовой конференции руководителя ФПП с участием Минфина говорит о многом. Причем эти общения вовсе не выглядят как урок в школе, где мнения учеников никак не влияют на развитие изучаемых дисциплин - мнение бизнеса со всей серьезностью анализируется регулятором и принимается во внимание!
В целом обновленный подход регулятора на технологическое построение системы прослеживаемости ДМДК в части оборота ювелирных изделий выглядит сегодня как разумно-компромиссный. Да, некоторые издержки бизнеса при введении ГИИС ДМДК будут. Но не астрономические. Некоторые технические проблемы могут возникнуть, но не фатальные.
Практически все основные вопросы к технологии ГИИС ДМДК в части оборота ювелирных изделий в ходе последней конференции руководителем ФПП были сняты. Оставшиеся вопросы, можно надеяться, будут сняты по ходу внедрения системы. Так, по замечанию Юрия Ивановича, "мы очень аккуратно сейчас используем слово "маркировка" с тем, чтобы никого не подвести под нарушения, которые могли бы иметь серьезные последствия". Для чего, собственно, в ФПП и решили установить, что понятие маркировка - это только маркировка непосредственно самого изделия.
А уже в четверг, 29 октября, состоялась zoom-конференции руководителя Федеральной пробирной палаты Ю.И.Зубарева с сотрудниками информационного блока компаний, работающих в сфере ДМДК. К сожалению, их оказалось совсем немного, вместе с организаторами (в числе которых был и оператор ГИИС ДМДК, Гознак) всего-то 27 человек. Да и вопросов у них тоже почти не было, что не удивительно – начнут работать в ГИИС ДМДК, вот тогда и вопросы возникнут.
Впрочем, Гознак во время конференции не смог точно сказать, какой размер штриха будет у Data Matrix кода, наносимого на изделие. А от этого кратно зависит стоимость считывателя, т.к., например, размер штриха в 0,15 мм позволяет найти считыватель минимальной ценой где-то 100 тыс. рублей, а 0,08 мм – уже как минимум в разы дороже. Так что есть еще над чем работать и есть серьезный повод навсегда отказаться от считывания кода с металла в ювелирной торговле!
Как итог хода событий, можно смело сказать: для ювелиров все совсем не так плохо, как можно было ожидать. И если не произойдет внезапного «отката», то продуктивный диалог власти и бизнеса смог принести свои плоды. Ювелирная отрасль будет жить. Что же касается организации прослеживаемости драгоценных металлов и камней в иных формах, вопрос, похоже, технологически до конца еще не решенный.