Вторым критерием системы экспертной оценки качества бриллиантов «4С» является цвет (color). Говоря об этом параметре, ювелиры подразумевают наличие или отсутствие оттенка в классическом прозрачном – или, как еще говорят, «белом» алмазе. Часть добываемых камней имеет выраженный окрас – их называют цветными или фантазийными, но для их оценки применяют другие методики.
Идеальные, полностью бесцветные алмазы фактически не имеют примесей (или их доля не превышает 0,001%), то есть состоят из чистого углерода. В природе такие камни встречаются довольно редко и потому очень ценятся на ювелирном рынке. Кроме того, из-за отсутствия неоднородностей в структуре, прозрачный бриллиант наиболее полно обеспечивает внутреннее отражение цвета, а значит будет ярче других сверкать и искриться.
Большинство же бриллиантов имеет окраску той или иной интенсивности. Формирование алмазов происходило вследствие кристаллизации молекул углерода под высоким давлением глубоко под землей, и в ходе этого процесса атомы и молекулы других веществ попадали внутрь кристаллов, оседая там в форме примесей. Именно примеси и структурные неоднородности придают камням окраску. На одних и тех же месторождениях часто находят алмазы похожих цветов, что вполне объясняется влиянием минералогических особенностей местности.
Рисунок 1. Бриллианты различных оттенков – от бесцветного до желтого. Цвета D, K и Z по системе оценки GIA.
Главной и основной примесью в алмазах является азот, по содержанию которого их делят на несколько категорий.
Тип I – азотные алмазы, в которых его концентрация доходит до 0,25%. Если атомы азота образуют пару, то на цвет кристалла они не влияют – это тип IaA. А вот примеси, представляющие собой конгломераты из этих пар, придают алмазу желтый или коричневый оттенок – это тип IaB. Около 98% всех добываемых ювелирных алмазов относятся к типу IaA, IaB или их смеси. Специалисты называют эту группу серией «Кейп» (Cape), по названию одноименной провинции в Южной Африке, весьма богатой на камни данного типа. Такие алмазы поглощают свет как в инфракрасной, так и в ультрафиолетовой области спектра, а также проявляют флуоресценцию в синей области спектра.
Здесь стоит сделать лирическое отступление. Флуоресценция – это способность алмаза светиться под ультрафиолетовыми лучами. У большинства камней она такая слабая, что заметна лишь под специальной лампой в затемненном помещении. Однако отдельные экземпляры проявляют ее даже при обычном дневном освещении. Для бриллиантов более высокой цветовой категории это свойство будет скорее недостатком, а вот в желтоватых камнях сильная голубая флуоресценция может нейтрализовать оттенок до такой степени, что при дневном свете они будут казаться бесцветными. Флуоресценция не входит в систему оценки 4С, но может влиять на цену камня. Так, на американском рынке на флуоресцирующие бесцветные алмазы с едва уловимыми оттенками существует спрос, поэтому они слегка дороже. В Европе такие бриллианты, наоборот, имеют мало поклонников и стоят дешевле. Для российского рынка флуоресценция чаще всего не имеет значения.
Рисунок 2. Флуоресценция: как выглядят одни и те же бриллианты при ультрафиолетовом и дневном освещении. Градация светимости: нулевая, слабая, средняя, сильная, очень сильная.
Вернемся к классификации. Если атомы азота оказываются рассеяны по всему кристаллу (что важно – не образуя при этом атомных пар или групп из этих пар), минерал чаще всего приобретает ярко-желтый «канареечный» оттенок, иногда коньячный (коричневый), и относится уже к разряду цветных алмазов. Эта группа составляет около 0,1% известных ювелирных камней. К слову, почти все синтетические бриллианты, выращенные методом высоких давлений и температур HPHT (high-pressure high-temperature) имеют азотные примеси по данному типу и особые свойства флуоресценции. На этом построено большинство приборов по определению искусственно выращенных бриллиантов, и они неплохо справляются, почти не бракуя натуральные камни – по статистике всего 2% настоящих алмазов попадает «под раздачу» и требуют дополнительной экспертизы.
Тип II – это алмазы, в которых нет измеряемых примесей азота. Группа IIa составляет около 1,8% ювелирных алмазов и полностью лишена примесей. Эти камни бесцветны, прекрасно пропускают свет и очень ценятся. За счет пластической деформации в процессе формирования в них могут появляться структурные аномалии, придающие желтый, коричневый, оранжевый, розовый, красный и фиолетовый цвета. Многие крупные известные алмазы (например, Куллиниан и Кохинор) относятся к типу IIa. В него же попадают синтетические алмазы, выращенные методом химического осаждения (CVD - chemical vapor deposition).
Алмазы IIb, на долю которых приходится 0,1% драгоценных алмазов - одни из самых редких. Они содержат значительные примеси бора, за счет чего имеют светло-голубой или сине-серый цвет. (сине-серую окраску могут иметь и алмазы типа Ia, но это связано с особенностями структуры, а не с примесями). Кстати, тип IIb – единственный из всех алмазов, обладающий свойствами полупроводника.
Таблица 1. Классификация алмазов по содержанию примеси азота.
Особняком стоят зеленые алмазы – их окраска вызвана не содержанием примесей, а структурными изменениями, вызванными действием радиации в процессе формирования камня. Эти алмазы чрезвычайно редки.
При оценке бесцветных камней по системе 4С в задачу эксперта входит точное определение интенсивности окраски бриллианта при стандартном освещении с использованием эталонов. Сейчас в качестве эталона вместо набора бриллиантов часто применяют комплекты из кубической двуокиси циркона, которые стоят в десятки раз дешевле бриллиантовых образцов и практически не уступают по качеству.
Наиболее известной и широко используемой, в том числе и в России, шкалой оценки является шкала эталонов GIA. Она разделена на группы и начинается с совершенно бесцветных бриллиантов, обозначаемых буквой латинского алфавита D. Далее идут плавные переходы с увеличением насыщенности желтого цвета и заканчиваются группой, имеющей четкую желтую окраску и обозначение Z. По этой же шкале оценивают камни коричневатого, сероватого и зеленоватого оттенка, поскольку имеет значение не сам цвет, а его насыщенность. Бриллианты с окраской «глубже» Z считаются фантазийными. Часто ритейлеры не держат в ассортименте бесцветных камней ниже градации J из-за низкого спроса.
Рисунок 3. Эталоны для определения цвета бриллиантов по системе GIA.
Оценка происходит следующим образом. На бумагу в ряд возле центрального сгиба эксперт помещает бриллианты площадкой вниз. При этом на рабочей плоскости не должно создаваться затемнений, а свет должен быть рассеянным, чтобы исключить мешающие оценке отражения и блеск бриллиантов (кстати, специально для экспертизы производятся ювелирные лампы с тепловой температурой, соответствующей дневному свету). Взгляд оценщика должен быть направлен перпендикулярно поверхности бриллианта. В таком положении можно при кратком сосредоточенном просмотре очень быстро распознать легкие цветовые оттенки каждого из камней. Далее путем сравнения с набором эталонов, оценщик присваивает им окончательную характеристику.
А вот если бриллиант оправлен в ювелирное изделие, то оценка цвета дается с точностью на 1-2 уровня, поскольку цвет металла оказывает большое влияние на восприятие. В этом, кстати, заключается некая ювелирная хитрость – те камни, которые покажутся желтыми на фоне белого золота, в желтой оправе будут смотреться практически бесцветными: поэтому бриллианты, имеющие выраженную желтизну, часто оправляют в желтое золото. А вот для платины и белого золота нужны камни «высокой» цветовой категории.
Рисунок 4. Камень цвета J выглядит более прозрачным в желтом золоте.
Российская система оценки цвета регламентируется ГОСТ Р 52913 – 2008, предполагая 4 градации цвета для мелких бриллиантов с гранкой в 17 граней, 7 градаций для остальных бриллиантов каратностью до 0,29 и 17 групп для камней от 0,3 карат и выше. Характеристики камней по системе GIA и примерное соответствие российскому ГОСТ даны в таблице 2.
Что касается цены, то для небольших камней (менее карата) цвет влияет на стоимость почти линейно, немного снижая ее с каждой градацией оттенка. А вот на более крупных камнях, особенно заметно влияние цвета на цену камня на бриллиантах высшей чистоты. Сравнение цен бриллиантов, сопоставимых по размеру (1 ct) и чистоте (IF, VVS2, SI2), имеющих круглую огранку качества Ideal и доступных для покупки в апреле 2018 г. приводится на рис. 5.
Рисунок 5. Зависимость цены бриллианта от цвета. Сравнивались данныеBlue Nile, Brilliance, Brilliant Earth, Ritani, James Allen.
Таблица 2. Цветовая шкала бесцветных бриллиантов в системе GIA.
И немного о цветных бриллиантах. Они не входят в шкалу классификации GIA и классифицируются «путем определения оттенка, насыщенности, тонов от светлого до темного (яркость) и однородностью распределения цвета бриллианта». В отличие от обычных бриллиантов, для которых вес в каратах, чистота, цвет и огранка (4С) одинаково важны, для этих бриллиантов цвет является самой важной характеристикой. Для определения оттенка используется 27-цветная шкала.
Рисунок 6. Шкала определения цвета бриллианта (источник – Asteria Diamonds).
Каждый цвет бриллианта имеет девять градаций интенсивности. Основные из них: faint (незначительная), light (слабая), fancy light (слабо-фантазийная), fancy (фантазийная), fancy intense (интенсивно-фантазийная), fancy deep (насыщенно-фантазийная), fancy vivid (ярко-фантазийная). Стоимость фантазийного бриллианта резко возрастает по мере увеличения интенсивности цвета. По-настоящему самыми дорогими и редкими фантазийными цветными бриллиантами являются камни с интенсивностью цвета fancy vivid, следом за которыми идут камни fancy intense.
Рисунок 7. Шкала цвета и насыщенности для цветных бриллиантов (источник – Asteria Diamonds).
Есть еще такая разновидность камней, как черные бриллианты. Они становятся такими за счет графитовых и гематитовых примесей, непрозрачны и отражают свет только поверхностью. Кроме того, они имеют особую, отличную от остальных алмазов структуру – карбонадо, состоящую из мелкозернистых неправильных кусков (обломков) кристаллов. За счет этого они очень хрупки на и сложны в огранке. Строго говоря, до недавнего времени черные бриллианты считались браком и в ювелирном деле не использовались. Моду на них ввел ювелирный дом de Grisogono, представив коллекцию колец, брошей, серег, запонок и часов, украшенных черными бриллиантами. Однако несмотря на такое признание, по цене черные бриллианты по-прежнему заметно проигрывают своим прозрачным собратьям.
Редко в природе встречаются прозрачные черные алмазы – тут дело в уже упомянутых структурных аномалиях, а не в примесях. Такие камни баснословно дороги и торгуются только на аукционах.
Кстати. Исторически для обозначения качества бриллиантов использовались различные системы. Это были I, II, III и A, B, C; затем – АА и ААА для алмазов качеством лучше, чем А. Цвет нередко обозначали метафорическими терминами – «вода», «река» или, например, «мыс» для бледно-желтых бриллиантов с Мыса Доброе Надежды. Уже позже, когда был создан Американский Геммологический Институт (GIA) и разработана международная шкала классификации бриллиантов, одной из задач стало однозначное отделение новой шкалы от уже существующих. Именно поэтому градации цвета в GIA начинались с D – чтобы не путать с классами А, В И С, которые уже существовали в других, менее последовательных шкалах.
Источник: rough-polished.com