Основатель и председатель Средиземноморской конференции по геммологии и ювелирным изделиям (Mediterranean Gemmological and Jewellery Conference, MGJC) Бранко Делянин (Branko Deljanin) любезно согласился ответить на вопросы Rough&Polished, связанные с синтетическими бриллиантами и предстоящей в мае 4-й сессией MGJC в Будве, Черногория.
Можно ли говорить об угрозе синтетических бриллиантов?
В последние несколько лет все больше и больше партий природных почти бесцветных бриллиантов оказываются «засорены» синтетическими камнями, и это поставило промышленность в состояние высокой степени тревоги.
Главная угроза исходит от бриллиантов малых размеров и «меле», которые не посылают для надлежащего тестирования и классификации в лаборатории, где идентификация может быть произведена посредством комбинации стандартов и усовершенствованных приборов.
Еще большая проблема возникает, когда лабораторные бриллианты вмонтированы в ювелирные изделия, и поэтому некоторые приборы для быстрого скрининга «меле» не могут быть использованы. Хотя количество выращиваемых в лабораторных условиях камней составляет лишь несколько процентов рынка природных алмазов, их производство ежегодно удваивается.
Заслуживают ли они места в нише мелких бриллиантов низкого качества в общем объеме рынка?
Стоимость синтетических бриллиантов размера «меле», обработанных по методу высоких давлений и температур (HPHT), ненамного ниже, чем стоимость природных «меле», а когда они более низкого качества, они не столь значимы как альтернатива камням с месторождений. «Меле» и малые бриллианты, выращенные методом химического осаждения из газовой фазы (CVD), найти особенно трудно, и их стоимость очень близка или сопоставима с природными.
Какова, по вашей оценке, рыночная доля синтетических бриллиантов?
Трудно сказать. Масштабы производства все еще превышают потребление. Может быть, 4-6%, максимум. Мировой объем производства синтетических бриллиантов в период с 2014 по 2017 годы увеличился с 350 тысяч каратов до 4,5 млн каратов в год, что весьма впечатляет (Zohar, IDEX 2017).
Миллениалы содействуют повышению спроса на синтетические бриллианты, поддаваясь имиджу, созданному их производителями, которые уверяют, что их камни не связаны с эксплуатацией труда и не наносят вред окружающей среде. Вы не усматриваете в этом проблему?
Проблема действительно в том, что в этом десятилетии добыча природных алмазов сократилась, и много времени требуют поиск, финансирование и открытие новых алмазных рудников. Миллениалы более открыты к тому, чтобы покупать синтетические бриллианты, и могут переключиться на этот продукт по тем же этическим причинам, по которым они переключились с меха на синтетическую кожу.
Как Вы относитесь к появлению большого количества мелких и средних производителей синтетических бриллиантов?
Я изучаю синтетические бриллианты с 2000 года, когда в Нью-Йорке мною был сертифицирован первый в мире синтетический бриллиант. Я работал с десятью крупными производителями из четырех стран, которые открыто сертифицируют и с гордостью продают свой продукт как «выращенный в лаборатории».
За последние пять лет появилось так много мелких и средних производителей из Индии, Китая, стран бывшего Советского Союза и Азии, что я больше не могу отслеживать их названия. Я думаю, что это является проблемой, потому что большинство из них не обязательно хотят сертифицировать и раскрывать свою продукцию, делая тем более важной работу по ее выявлению и идентификации при помощи стандартных приборов.
Каковы приоритеты сессии MGCJ 2018 года?
Мы всегда стараемся проводить лекции с участием ведущих специалистов, занимающихся передовыми исследованиями по тем темам, которые вызывают наибольшую обеспокоенность в ювелирной индустрии. И в этом году мы сфокусировали внимание на синтетических бриллиантах и драгоценных камнях.
Наша конференция позиционирует себя в качестве моста между многими конференциями с участием представителей бизнеса и оценщиков камней и несколькими высоконаучными форумами, будучи «торгово-технической конференцией», которая обсуждает текущие торговые проблемы и предлагает решения с использованием стандартных и доступных инструментов.
В течение последних трех лет, когда ежегодно проводились средиземноморские конференции по геммологии и ювелирным изделиям, и было организовано более 30 семинаров в 17 странах, главный геммолог CGL-GRS Swiss Canadian Gemlab в Ванкувере Бранко Делянин совместно с Джорджем Спиромилиосом (George Spyromilios), директором независимой геммологической лаборатории Hellas в Афинах, и Джоном Чапменом (John Chapman) из австралийской компании Gemetrix, а также при поддержке Доминик Мок (Dominic Mok), директора базирующегося в Гонконге Азиатского геммологического института и лаборатории (AGIL), создали новый портативный комплект приборов для идентификации синтетических бриллиантов, который будет представлен на конференции MGJ-2018 в Черногории.
Образование – это то, что требуется алмазной и ювелирной промышленности, чтобы развиваться и пережить трудные времена. Поэтому мы готовим шесть практических семинаров с последними результатами исследований природных, облагороженных и синтетических бриллиантов, рубинов, сапфиров и изумрудов.
Круглый стол на тему «Маркетинг синтетических бриллиантов и синтетических драгоценных камней в XXI веке» с участием шести экспертов международного уровня обсудит проблемы и ответит на вопросы делегатов конференции. Помимо геммологов и оценщиков, мы принимаем все больше ювелиров и дилеров, что говорит об их обеспокоенности синтетическими камнями.
Благодаря центральному расположению Черногории в Европе и Средиземноморье, в конференции ожидается много участников из Западной Европы и США, а также из России, Турции и других средиземноморских стран.
Источник: rough-polished.com