Недавно ювелирный мир поразила сенсация – ученым стало доступно императорское яйцо, созданное легендарным Карлом Фаберже «Ампир», ранее признанное утерянным. Всего в ювелирном мире известно около 50 подобных яиц. История каждого из этих экспонатов досконально изучена, а они являются предметом желания многих музеев и коллекционеров. Стоимость этих произведений ювелирного искусства постоянно возрастает: в 1995 году цена яйца была 250 тысяч долларов, а после подтверждения его подлинности экспертом и ученым секретарём Мемориального фонда Фаберже Валентином Скурловым стоимость выросла до 15 млн долларов.
12 апреля 1902 года, в Страстную пятницу, Карл Фаберже презентовал государю нефритовое яйцо «Ампир» с золотом, миниатюрой и двумя бриллиантами. В качестве гонорара ему выплатили 6000 рублей. Когда Валентин Скурлов исследовал камер-фурьерские журналы Российского государственного исторического архива, он выяснил, что вечером 12 апреля император Николай приехал в Аничков дворец к своей матери, которой собирался вручить подарок в честь Пасхи.
После революции 1917 года яйцо пропало. Нашел его через 80 лет директор крупнейшего антикварного петербургского салона Евгений Малышев. Он приобрел этот шедевр в 1995 году у потомков известного деятеля советских времен И.И. Шварца, у которого оно оказалось по указу Рудольфа Петерсона – коменданта Московского Кремля и с 1920 по 1935 год главы Оружейной палаты. До этого он руководил специальным поездом Льва Троцкого.
В 1933 году, согласно аналогичному указу, Петерсона всесоюзному объединению «Антиквариат», продававшему тогда ювелирные изделия, были переданы другие два пасхальных яйца – «Мозаичное» 1914 года и «Петр Великий» 1903 года. До 1990-х годов не было достоверно известно, сколько пасхальных яиц работы Карла Фаберже вернулось тогда в Оружейную палату. Искусствовед, работник Кремлевского музея, Татьяна Мунтян считает, что их 23.
В 1995 году яйцо «Ампир» перешло к американскому бизнесмену Ричарду Ваннеру. Однако ещё за несколько лет до обнаружения яйца в салоне Малышева, Валентин Скурлов нашел в Центральном историческом архиве СССР счет ювелирного дома Фаберже на имя императора на изготовление двух пасхальных яиц. Счет датировался 1902 годом.
Когда в 1998 году яйцо было признано императорским, это сильно увеличило его цену. Владелец решил воссоздать первоначальный вид украшения, восстановив измененные корону, миниатюру (как считалось изображение императора) и монограмму. Прецеденты такого восстановления были – в 1989 году специалисты Московского экспериментального ювелирного завода, следуя стилистике Фаберже, реконструировали утерянную подставку для яйца «Александровский дворец» из собрания Оружейной палаты.
«Реставрация старинных арт-объектов — вещь неизбежная и необходимая для продления жизни выдающихся произведений искусства, — сообщил «Труду» Валентин Скурлов. — Но прежде чем приступить к реставрации, владелец «Ампира» искал фото или описания утрат. На поиски ушло несколько лет, но без результата...»
В конечном счете исследователи выяснили, что на миниатюре был изображен Александр III. Это закономерно, ведь вдовствующая императрица Мария Федоровна бережно хранила память о покойном супруге. Именно Александр III в 1885 году создал традицию особых подарков на Пасху. Среди них были такие экспонаты как «Гатчинское» 1901 года, яйцо с уменьшенной копией памятника Александру III 1910 года, «Лебедь» и многие другие. Новому нефритовому яйцу предназначалось занять важное место в этой коллекции. После того, как ученые выяснили, что на миниатюре был изображен супруг Марии Федоровны, его портрет установили в изделие в 2006 году.
Впервые Валентин Скурлов увидел «Ампир» в 2000 году в Нью-Йорке. В процессе работы он выяснил, что одним из создателей пасхального яйца 1902 года был Карл Ингман – мастер, славящийся искусной работой с золотом. Позже, зимой 2014 года, вместе с реставратором Николаем Башмаковым, Скурлов изучал литературу, связанную с созданием и историей «Ампир» и анализировали материалы, из которых изготовлено украшение. Подлинность изделия, в числе других доводов, подтверждало то, что стержни внутри колонн были из самого качественного серебра. Не каждый ювелирный Дом в то время мог позволить себе стержни из лучшего английского серебра.
Татьяна Фаберже, правнучка легендарного ювелира Карла Фаберже и автор восьми книг об истории компании, также участвовала в совещании экспертов. Вместе с ней в мероприятии принимал участие доктор Бернард Ивальди – президент Фонда Игоря-Карла Фаберже в Женеве. Специалисты производили экспертизы камня и жемчуга. Для полноты исследования были приглашены ученые, изучающие историю Москвы и Петербурга. Итогом работы было сообщение Татьяны Мунтян в мае 2015 года, о том, что изначально на миниатюре был изображен не Александр III, а Ольга Александровна - его дочь, вместе со своим мужем Петром Ольденбургским. Подтверждением этого стало и обнаруженное описание яйца, найденное в архиве датским исследователем Пребеном Ульструпом.
«Карл Фаберже преподнес нам очередной сюрприз. Если в счете Фаберже не было указано, чей на миниатюре был портрет, то теперь уже перед исследователями встала задача найти эту миниатюру с двойным портретом. Поиски продолжаются», — сообщил Скурлов.
К сожалению, как сообщают работники Гатчинского дворца, фотографий интерьеров императрицы Марии Федоровны не сохранилось, но Валентин Скурлов надеется, что двойная миниатюра со временем найдется, пусть это произойдет и не в самом ближайшем будущем.