Сюрприз Фаберже – Ломбарды.рф

Сюрприз Фаберже

13.04.2018

Недавно ювелирный мир поразила сенсация – ученым стало доступно императорское яйцо, созданное легендарным Карлом Фаберже «Ампир», ранее признанное утерянным. Всего в ювелирном мире известно около 50 подобных яиц. История каждого из этих экспонатов досконально изучена, а они являются предметом желания многих музеев и коллекционеров. Стоимость этих произведений ювелирного искусства постоянно возрастает: в 1995 году цена яйца была 250 тысяч долларов, а после подтверждения его подлинности экспертом и ученым секретарём Мемориального фонда Фаберже Валентином Скурловым стоимость выросла до 15 млн долларов.

12 апреля 1902 года, в Страстную пятницу, Карл Фаберже презентовал государю нефритовое яйцо «Ампир» с золотом, миниатюрой и двумя бриллиантами. В качестве гонорара ему выплатили 6000 рублей. Когда Валентин Скурлов исследовал камер-фурьерские журналы Российского государственного исторического архива, он выяснил, что вечером 12 апреля император Николай приехал в Аничков дворец к своей матери, которой собирался вручить подарок в честь Пасхи.

После революции 1917 года яйцо пропало. Нашел его через 80 лет директор крупнейшего антикварного петербургского салона Евгений Малышев. Он приобрел этот шедевр в 1995 году у потомков известного деятеля советских времен И.И. Шварца, у которого оно оказалось по указу Рудольфа Петерсона – коменданта Московского Кремля и с 1920 по 1935 год главы Оружейной палаты. До этого он руководил специальным поездом Льва Троцкого.

В 1933 году, согласно аналогичному указу, Петерсона всесоюзному объединению «Антиквариат», продававшему тогда ювелирные изделия, были переданы другие два пасхальных яйца – «Мозаичное» 1914 года и «Петр Великий» 1903 года. До 1990-х годов не было достоверно известно, сколько пасхальных яиц работы Карла Фаберже вернулось тогда в Оружейную палату. Искусствовед, работник Кремлевского музея, Татьяна Мунтян считает, что их 23.

В 1995 году яйцо «Ампир» перешло к американскому бизнесмену Ричарду Ваннеру. Однако ещё за несколько лет до обнаружения яйца в салоне Малышева, Валентин Скурлов нашел в Центральном историческом архиве СССР счет ювелирного дома Фаберже на имя императора на изготовление двух пасхальных яиц. Счет датировался 1902 годом.

Когда в 1998 году яйцо было признано императорским, это сильно увеличило его цену. Владелец решил воссоздать первоначальный вид украшения, восстановив измененные корону, миниатюру (как считалось изображение императора) и монограмму. Прецеденты такого восстановления были – в 1989 году специалисты Московского экспериментального ювелирного завода, следуя стилистике Фаберже, реконструировали утерянную подставку для яйца «Александровский дворец» из собрания Оружейной палаты.

«Реставрация старинных арт-объектов — вещь неизбежная и необходимая для продления жизни выдающихся произведений искусства, — сообщил «Труду» Валентин Скурлов. — Но прежде чем приступить к реставрации, владелец «Ампира» искал фото или описания утрат. На поиски ушло несколько лет, но без результата...»

В конечном счете исследователи выяснили, что на миниатюре был изображен Александр III. Это закономерно, ведь вдовствующая императрица Мария Федоровна бережно хранила память о покойном супруге. Именно Александр III в 1885 году создал традицию особых подарков на Пасху. Среди них были такие экспонаты как «Гатчинское» 1901 года, яйцо с уменьшенной копией памятника Александру III 1910 года, «Лебедь» и многие другие. Новому нефритовому яйцу предназначалось занять важное место в этой коллекции. После того, как ученые выяснили, что на миниатюре был изображен супруг Марии Федоровны, его портрет установили в изделие в 2006 году.

Впервые Валентин Скурлов увидел «Ампир» в 2000 году в Нью-Йорке. В процессе работы он выяснил, что одним из создателей пасхального яйца 1902 года был Карл Ингман – мастер, славящийся искусной работой с золотом. Позже, зимой 2014 года, вместе с реставратором Николаем Башмаковым, Скурлов изучал литературу, связанную с созданием и историей «Ампир» и анализировали материалы, из которых изготовлено украшение. Подлинность изделия, в числе других доводов, подтверждало то, что стержни внутри колонн были из самого качественного серебра. Не каждый ювелирный Дом в то время мог позволить себе стержни из лучшего английского серебра.

Татьяна Фаберже, правнучка легендарного ювелира Карла Фаберже и автор восьми книг об истории компании, также участвовала в совещании экспертов. Вместе с ней в мероприятии принимал участие доктор Бернард Ивальди – президент Фонда Игоря-Карла Фаберже в Женеве. Специалисты производили экспертизы камня и жемчуга. Для полноты исследования были приглашены ученые, изучающие историю Москвы и Петербурга. Итогом работы было сообщение Татьяны Мунтян в мае 2015 года, о том, что изначально на миниатюре был изображен не Александр III, а Ольга Александровна - его дочь, вместе со своим мужем Петром Ольденбургским. Подтверждением этого стало и обнаруженное описание яйца, найденное в архиве датским исследователем Пребеном Ульструпом.

«Карл Фаберже преподнес нам очередной сюрприз. Если в счете Фаберже не было указано, чей на миниатюре был портрет, то теперь уже перед исследователями встала задача найти эту миниатюру с двойным портретом. Поиски продолжаются», — сообщил Скурлов.

К сожалению, как сообщают работники Гатчинского дворца, фотографий интерьеров императрицы Марии Федоровны не сохранилось, но Валентин Скурлов надеется, что двойная миниатюра со временем найдется, пусть это произойдет и не в самом ближайшем будущем.

Читайте также
Новости
08.04.2018
Яйца на Пасху от Фаберже
В 1885 году император Александр III осуществил заказ для своей жены, императрицы Марии, самого первого в истории драгоценного пасхального яйца, выполненного ювелирным домом Фаберже (это изделие получило своё название именно в честь мастера).
Новости
08.04.2018
Tiffany & Co вернула бриллианты 1,5 века спустя
Ювелирный дом Tiffany & Co в последнее время заинтересовался возвращением в свою коллекцию украшений, принадлежащих ранее французской королевской семье. Очередным приобретением в собрании исторических украшений стало ожерелье, созданное в 1900 году и украшенное 28 бриллиантами.
Новости
08.04.2018
Wiebke Maurer создает филигранную посуду из золота и серебра
Вибке Маурер – это всемирно известный мастер, который изготавливает не просто элементы посуды, а чудесные творения. Поэтому, скорее всего, его изделия никогда не будут использованы в роли простых столовых приборов.
Новости
07.04.2018
Профессиональная скульптура стала ювелирной
На Руси с древнейших времен создавали изображения святых в форме двустороннего рельефа, напоминающие плоскую скульптуру. Согласно летописям, крупные деревянные рельефные иконы были широко распространены на Севере Руси и в Новгороде уже в XVI веке.
Новости
07.04.2018
Рубиновое колье Faidee Grand Phoenix за 35 миллионов долларов
Faidee создала новое творение, которое посвящено юбилею компании. Ювелирное изделие выполнено из 60 карат рубинов и 100 карат бриллиантов.
Новости
07.04.2018
Серебряная ложечка от Владимира Михайлова
Далеко не секрет, что серебряная ложечка является символом благополучия и богатой жизни. Неспроста говорят: «родиться с серебряной ложечкой во рту». Отсюда возникла традиция прикладывать ложечку на первый зуб малыша. Такая вещь может положить начало истории будущего рода ребенка, а также фамильной коллекции.
Новости
07.04.2018
Сплав лирики и геометрии в творчестве Владимира Долбина
Владимир Долбин, известный как дизайнер и ювелир, положил начало своей творческой дороги с 1970 года. Его путь отличался необычным интенсивным всплеском заинтересованности в ювелирной индустрии. У Владимира появился острый интерес к ювелирному ремеслу, что в итоге помогло ему провести шумные экспериментальные выставки. Он сформировал новые концепции в ювелирном направлении.
Новости
07.04.2018
Украшения с имперским характером
Александр Васильев известен как телеведущий, историк моды и член Российской Академии художеств. Совместно с ювелирным домом CHAMOVSKIKH они разработали свой первый совместный проект - «Украшения императорских особ. Часть I. Александра Федоровна».