Гильош – удивительная техника ювелирного дела

  • Полезное

Что такое гильош?

Гильош - декоративная отделка в виде густой сети волнистых фигурных линий, которые сплетаются в единое целое. Изделия с такими узорами выглядят особенно привлекательно, особенно, когда лучи света играют на их поверхности. Мало кто останется безразличным к такой удивительной красоте. Это касается не только опытных коллекционеров, но и людей, совершенно не разбирающихся в искусстве. Каждый человек способен раз и навсегда влюбиться в эти живописные узоры. Не зря гильошировка пользуется популярностью в наши дни. 


Однако прежде чем стать настоящим видом искусства, гильошировке пришлось пройти долгий и тяжелый путь развития. В нашей статье мы расскажем вам об истории гильоша, о его месте в современном мире и о мастерах-граверах, благодаря которым мы можем наблюдать эту истинную красоту.

Искусство сквозь века

Гильош зародился в Средние века. Тогда мастера начали наносить волнообразные линии на вращающуюся или плоскую заготовку на гравировальном станке. Такие линии располагали в определенной последовательности, и медленно, шаг за шагом, различные геометрические узоры переплетались друг с другом, создавая единый кружевной рисунок. 

Своего пика популярности искусство гильошировки достигло в 17-18 века благодаря королевским особам, которые заинтересовались созданием узоров на металле. Петр Первый был не исключением, он также имел личного токаря по имени Андрей Наротов. Именно этот мастер, будучи самородком, внёс незаменимый вклад в развитие токарно-копировальных станков на Руси. Станки Андрея Наротова сохранились до нашего времени, их можно найти в политехническом музее в Москве, принципы работы таких станков мало изменялись на протяжении веков. Но, несмотря на это, каждая эпоха привносила в искусство гильоша что-то свое. Совершеннее становился не только станок для гравировки, но и техника нанесения орнамента. 

В 19 веке популярность гильоша значительно возросла благодаря открытию Карла Фаберже. Многие ведь слышали о знаменитых Яйцах Фаберже? То самое знаменитое открытие - это революционный метод нанесения эмали на гильошированный фон. Обучаясь технике гильоша в Европе, Фаберже заинтересовался станками и привез себе один. Благодаря долгому и упорному труду он стал величайшим мастером гильоша, его рисунки и оттенки поражали других специалистов этого дела. Фаберже мог выполнять на гильошировочном станке более 200 вариантов различных рисунков, используя свыше 150 оттенков, в то время как другие мастера ипользовали всего несколько цветов и их рисунки не отличались чем-то особым. Те самые Яйца Фаберже до сих пор удивляют не только простых ценителей прекрасного, но и мастеров современности. 

Узоры гильоша очень сложны, и повторить их различные переплетения врядли кто-то сможет, именно поэтому узоры исторически использовались, как один из видов защиты денежных купюр. Из-за чего, гильоширование даже запретили в других отраслях в советское время. К концу века многие ручные ремесла стали менее популярны из-за быстроразвивающихся технологий. Искусство гильоша не стало исключением.

Существует один интересный факт, касающийся гильоша. К концу 17 века у многих обеспеченных людей дома был гильошировочный станок, поэтому в высшем свете было модным скоротать вечер за таким станком. Такое времяпровождение было популярно не только среди мужчин,но и среди женщин. Даже королева Виктория считала достойным собственноручно украсить для себя компас или зеркальце.

Радуга ювелирной эмали

Эмаль — это разноцветное легкоплавкое стекло, которое наносится на поверхность металла. При нанесении эмали на гиольшированную поверхность получается нечто особенное и выразительное. Еще со времен Фаберже эмалирование остается популярным. Если на гильошированное изделие нанести эмаль, оно станет не только красивее, но и долговечнее. 

Состав сплава зависит от его цвета. Для того чтобы масса прочно сплавилась с металлом, необходим довольно таки сложный состав. Эмали бывают прозрачные и непрозрачные, но для гильоша используют лишь прозрачные и опаловые, так как сквозь них видны все красивые узоры. Эмаль обжигают в печах при температуре около 800 градусов Цельсия, стоит отметить, что от длительности температурного воздействия зависит и цвет эмали. 

Горячая эмаль - самая трудоемкая, но именно ее используют все мастера. При работе с такой эмалью нужно следить, чтобы в массу не попали пузырьки воздуха, а также, чтобы она ложилась ровным слоем. После застывания эмали, украшение шлифуют и еще раз обжигают. Это делается для того, чтобы изделие стало идеальной гладкости. Для достижения желанной безупречности изделия могут обжигать от 10 до 100 раз. 

Современный холодный способ же является более простым. Такая эмаль может застывать при комнатных температурах, при небольшом нагревании или же под воздействием ультрафиолета. Но, конечно, такой способ менее долговечен и уникален.

Искусство гильош в современности

В современном искусстве гильоша ювелирные дома используют станочную резьбу. На таких станках параллельные или пересекающиеся, ровные или дугообразные линии ложатся на гладкий металл, в итоге получаются живописные, объемные узоры. 
Используя станок чпу для гильоша, мастера добиваются высокого качества изделий даже при воспроизведении узоров высокого уровня сложности. Однако, истинным искусством по-прежнему считается ручная работа. Из большого количества ювелирных салонов немногие работают в технике гильош, а уж ручной труд, тем более, в дефиците. Современные изделия ручной работы можно найти в ювелирном доме «Квашнин», там до сих пор ценят классическое производство. 

Разноцветные эмали все также остаются популярными в наше время. Разнообразие таких аксессуаров удивляет: тут и нежные пастельные оттенки, и яркие цветные узоры. Такие украшения добавят изюминку в любой образ.

Искусство гильоширования также высоко ценится в производстве часов: циферблаты с мелкими узорами добавят благородности такому изделию. Богатые люди, желая подчеркнуть свой статус и хороший вкус, приобретают такие изделия, дополненные гильошированием. 

Гильош можно встретить не только в ювелирных изделиях. Такой техникой украшают разнообразные гаджеты, usb-носители, шариковые ручки, зеркала, расчески. Гильош способен не только украсить любое изделие, но и подарить вторую жизнь вашей любимой, но давно состарившейся, вещи.

Знаменитые мастера

Лишь благодаря особому мастерству создаются уникальные узоры: «лучи», «ячменные колосья», «зигзаги» и «муаровые переливы». Гильош отличается от обычной гравировки, тут необходимо делать два дела одновременно: не только передвигать руку относительно поверхности изделия, но и двигать саму деталь.

Достичь совершенства в этом трудном деле смогли лишь единицы. В России еще до Фаберже технику гильоширования освоила ювелирная фирма «Карл Эдуард Болин». Она работает в Стокгольме, является официальным поставщиком драгоценностей Его Королевского Величества.

Также известным гильошировщиком был Михаил Евлампиевич Перхин. Стоит акцентировать внимание на том, что он был самоучкой, обычным крестьянином. Михаил Перхин отвечал за создание Императорских пасхальных яиц вплоть до своей смерти. На каждом таком яйце стоит клеймо мастера «М.П.».

Знаменитый мастер гильоширования из Германии, из города Пфорцхайма - Йохан Бенцингер. Именно этот городок стал мировым центром искусства гильоша. Он также имеет название «Икона гильоширования». Йохан Бенцингер обучался у лучших мастеров гравировки, при этом ручное мастерство гильоширования освоил самостоятельно. Он работает в часовом ателье Grieb & Benzinger, где выпускаются уникальные изделия для коллекционеров. Йохан Бенцингер работает лишь на старинных машинах для гильоширования, сам же чинит их и реставрирует.


Ваш город Коломна?
Выбрать город