Представители малого и среднего предпринимательства (далее МСП), работающие с драгоценными камнями и металлами, должны будут отчитываться перед Министерством финансов постоянно, предоставляя данные о качестве и массе материалов. На сегодняшний день, такие отчеты МСП предоставляют один раз в пять лет, что не позволяет получить ясную картину по ювелирному рынку, так как большинство игроков на этом рынке заявлены как предприниматели малого и среднего звена.
На портале regulation.gov.ru. 21 февраля был опубликован проект будущего закона. Разработчиком выступил минфин. Сегодня все предприятия, связанные с добычей, использованием, производством и обращением драгоценных камней и металлов, передают Росстату свои данные, происходит это по запросу минфина. На ювелирном рынке сегодня до 90% предприятий относятся к малому бизнесу. Статистика использования серебра и золота говорит сама за себя: в 2017 году малые предприятия использовали 56 тонн серебра и 11 тонн золота, а крупные и средние вкупе 77 тонн серебра и 24 тонн золота.
По словам юриста Павла Иккерта, партнера «НАФКО», привилегий по учету больше у МСП, что не способствует росту ценза госучета. Такая ситуация создает предпосылки для развития теневого бизнеса в этой сфере, контрабанда совершается с минимальными рисками для компании, которые могут объявить себя банкротом, не дожив до пятилетнего возраста. Учитывая это, законопроект минфина вполне своевременный.
Поправки будут лишь в профильном законе, дополнительная ответственность за непредоставление учета представителями МСП не предусмотрена. На сегодняшний день действует статья 19.7 КоАП, по которой штраф до 5 тысяч налагается за нарушение порядка предоставления информации юридическим лицом. Также статья 13.19 КоАП, по которой сумма штрафа составит до 70 тысяч, если не будут представлены первичные данные учета.
На ювелирном рынке крутятся огромные деньги, и предусмотренные штрафы недостаточны, чтобы предприниматели боялись их и своевременно передавали данные для учета. Принятие этого законопроекта вряд ли может изменить ситуацию, говорит Павел Иккерт.
Можно согласиться с юристом, риск получения мизерных штрафов по законодательству, не сможет организовать четкую дисциплину в передаче статданных минфину предпринимателями малого и среднего звена. Поправки Министерства финансов не сыграют здесь главную роль, больше надежды возлагаются на объединенную информационную систему по контролю за оборотом драгоценных камней и драгоценных металлов. В 2018 году, в сентябре, его презентовали Гознак, Министерство финансов и Пробирная палата.
По этой системе, предполагается маркировать драгоценные камни, металлы и ювелирные изделия QR-кодами. В систему вводятся данные на каждое ювелирное изделие, начиная от места добычи, предприятия переработки, вплоть до магазина. После начала полноценной работы системы, данные на каждое изделие будут занесены на индивидуальные карточки, таким образом начнет формироваться учет.