Внешний вид и форма украшений передаётся от одного поколения к другому, бережно сохраняя в себе определённую символику. Один дизайн обозначал оберегающие функции, другой символизировал плодородие, третий становился катализатором связи с природными силами. Из ярких примеров прошлого — семилопастные кольца вятичей, символизирующие плодородие матушки земли, которые обнаружены раскопками со времён VIII века. Такое украшение носили сразу по несколько пар. Кольца вдевали в мочки ушей, втыкали в волосы, крепили на головные уборы с помощью лент или тонких ремней. Чем больше присутствовало колец в женском убранстве, тем богаче был её род.
В более позднее время украшения и аксессуары русских женщин заимствовались из чужеродных культур.
По праву многие столетия подряд считаются выдающимися в мировом искусстве работы мастеров из Византии. Экспорт византийских украшений носил традиционно религиозный характер, но именно благодаря нему русские ремёсла получили мощный толчок к развитию. «Византийским ветром» навеяны: финифть и эмали, тончайшая гравировка, зернь и скань, чеканка, резьба «в оброн».
Наиболее известным и самым личным украшением женщин византийского происхождения стали нательные крестики. О них много рассказывает учёный Ю.А.Фёдоров в своей исследовательской работе «Образ креста». Формой византийский крест был прост, часто изготавливался из камня и обрамлялся тонкой золотой или серебряной каёмкой. Крест содержал гравировку на греческом языке из двух перекрещенных слов «свет» и «жизнь». К виду «креста» относят и энколпион — небольшую коробочку, в которую поместили частицу святыни. Энколпионы носили исключительно благочестивые верующие.
Первыми новые технологии изготовления украшений постигли Владимирские и Рязанские ювелиры. Эти мастера заслужили славу по всей Руси и удивляли своими работами до татаро-монгольского нашествия, когда лучшие ремесленники и мастера были пленены и вывезены из родной земли. Перенятые технологие были утрачены, новые партии ювелирных изделий копировались с уцелевших образцов.
Русские народы тесно соприкасались со скифами, аланами и сарматами — народами иранской группы. Скифы отличались предпочтением «зверинного стиля», который представлял собой эффектные изображения животных, часто находящихся в движении. Это сцены поединков хищника и его жертвы, охотничьи сценки, сакральные фигурки. Скифам было свойственно благоговеть перед матушкой природой, а центральным элементом мифологии этого этноса выступал олень, который нёс солнечный диск на своих прекрасных рогах. До сегодняшнего дня сохранились лишь металлические миниатюры, но исследователи и археологи уверенно предполагают проявление подобного вида орнамента и на одежде.
На Руси прижился один из самых любопытных скифских символов — грифон. Существо с телом и головой льва и крыльями птицы часто использовалось при вышивке, резьбе по дереву, в орнаменте храмов, украшениях-оберегах.
Ещё один любопытнейший аксессуар русских женщин — свадебный кокошник, переднюю часть которого покрывали фаллическим символом — рогами. Этот головной убор был популярен в центральных областях на Руси аж до XIX века! Символика на кокошнике была перенята у иранской народности, обитающей сотни лет назад на территории современной Сибири, — эфталитов. По традициям этого народа женщина выходила замуж сразу за нескольких братьев, колличество рогов на её голове соответствовало общему числу мужей. Русские интерпретировали рога по-своему: их наличие увеличивало привлекательность и желанность невесты в глазах одного и единственного законного мужа.
Финны в далёкие времена славились колдовскими умениями, а их украшения подразумевали мощную магическую зарядку. Любимым металлом этого народа была бронза, наделённая «особыми» магическими силами. Но, кроме неё, для изготовления украшений финны использовали золото, серебро и речной жемчуг.
Особой популярностью у русского народа среди финских изображений пользовался «символ солнца» — лошадь. По легенде кобыла в яблоках распространяет лучи солнца по всему свету. Традиционным для финнов и русских стало украшение женского наряда «многоногой лошадью» — вышитая лошадка с висячими цепочками на месте ног. Движение женщины сопровождались «эффектом мультипликации» — вышитая лошадка словно отправлялась вскачь.
Известными ценителями всяческих украшений слыли монголо-татары. Ввиду их более чем тесного соприкосновения с русским народом на территории Руси ордынские ювелирные изделия присутствовали в изобилии и во всём своём великолепии. Монголы создавали свои кольца, браслеты, серьги из золота и серебра, меди и стали и украшали их кораллами, бирюзой, перламутром, жемчугом и лазуритом. Ордынцы были уверены, что украшения приносят им удачу.