Революционные изменения от которых лихорадит всех участников происходят не только в ювелирном бизнесе, государственные «новации» в скором времени придут и на ломбардный рынок.
28 октября в Совете Федерации прошел круглый стол на тему «Совершенствование порядка реализации ломбардами невостребованных вещей». Речь шла о создании площадки для реализации заложенных в ломбард и невыкупленных вещей, стоимость которых превышает 300 тыс. рублей.
В обсуждении приняли участие представители Центробанка, Министерства финансов, Федеральной пробирной палаты с одной стороны, и Совета Союза «Национальное объединение ломбардов», Некоммерческого партнерства «Лига ломбардов», ломбарда «Перспектива», АО «Российский аукционный дом», журнала «Русский ювелир» — с другой.
Открыл заседание И. Н. Абрамов, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике.
Иван Николаевич сообщил, что целью данного собрания является обмен мнениями между представителями власти и участниками рынка для установления прозрачного порядка реализации ломбардами невостребованных вещей, стоимость которых превышает 300 000 руб. Согласно существующему законодательству, ломбарды могут реализовывать эти вещи только на публичных торгах. По данным Центробанка, сегодня зарегистрировано около 4000 ломбардов, и в последнее время наблюдаются негативные тенденции: существенно уменьшилось количество средних и крупных ломбардов; уменьшились (почти на 10 процентов) суммы денежных средств, поступивших в погашение задолженности по представленным займам; значительно сократилось количество средних и крупных ломбардов (соответственно, на 21 процент и на 27 процентов). Также, на деятельности ломбардов отрицательно сказываются и экономические факторы, и распространение коронавирусной инфекции. Эти цифры и факты говорят о чрезвычайно сложной ситуации на этом рынке.
Комитет по экономической политике провел мониторинг путей реализации невостребованных вещей, собрал мнения специалистов Центрального банка России и представителей профессионального сообщества. Обобщив полученную информацию, Комитет пришел к заключению целесообразности создания специально электронной площадки для реализации залогов на открытых торгах, как вариант — задействовать существующие на рынке платформы. Абрамов отметил очевидность того, что предполагаемые решения вызовут неоднозначную реакцию у ломбардного сообщества, потому так важна эта встреча, на которой могут обменяться мнениями государственные эксперты и представители ломбардного сообщества.
Совещание продолжило выступление директора Департамента микрофинансового рынка Центрального банка России Ильи Александровича Кочеткова, из которого представители ломбардов с удивлением узнали о существовании некой «дорожной карты», которая в скором времени будет подписана председателем Центробанка. «Дорожная карта» предусматривает создание к 2023 году единой площадки для реализации залогового имущества. Надо ли говорить, что профессиональное сообщество ничего не знало не только о воплощении, но и самом существовании этой идеи? И данное решение было преподнесено сообществу, как уже принятое. Странновато слышать от представителя регулятора, имеющего, мягко скажем, не совсем полное представление об особенностях бизнеса ломбардов о принятии такого решения без консультаций с участниками рынка.
И. А. Кочетков отметил три проблемы, которые предстоит решить в ближайшее время. Во-первых, по данным Центробанка, результаты первого полугодия 2020 года показали, что лишь 27 ломбардов реализовывали невостребованные вещи стоимостью более 300 тыс. рублей. Есть ли смысл менять законодательство ради этого? Во-вторых, нужно определиться с самой идеей электронной площадки: создавать новую, или воспользоваться уже существующими, у которых есть опыт реализации имущества организаций - банкротов? В-третьих, еще один немаловажный фактор, который предстоит учесть, это предполагаемый тариф за вход на площадку. Очевидно, он должен быть экономически оправдан для участников рынка. И не стоит забывать о том, что речь идет о дорогостоящих предметах, при приобретении которых покупателю важно посмотреть, как говориться «товар вживую». Как решить эту проблему, если ломбард выставляет на торги товар, к примеру, в Москве, а покупатель находится во Владивостоке? А что делать с замороженными на срок не менее месяца деньгами, которые ломбарды на свой страх и риск выдавали заемщикам? Как известно , банки не очень любят кредитовать участников этого рынка. Кочетков согласен с тем, что еще не мало нерешенных вопросов, но тем не менее, Центробанк поддерживает саму концепцию электронной площадки.
Директор Департамента финансовой политики Министерства финансов РФ Иван Александрович Чебесков также поддержал идею разработки электронных платформ, которые создадут прозрачные и конкурентные условия для реализации невостребованных товаров. Ключевой вопрос, по мнению И. А. Чебескова заключается в том, должна ли площадка быть единой для всех ломбардов страны? Не уменьшит ли она конкуренцию?
Заместитель начальника управления контроля за использованием, обращением и переработкой драгоценных металлов, драгоценных камней Федеральной пробирной палаты Алексей Константинович Беркович в своем выступлении отметил, что взаимоотношения Федеральной пробирной палаты с ломбардами носят достаточно узкий, прикладной характер. В настоящее время практически готова государственная интегрированная информационная система в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней (ГИИС ДМДК), которая вступит в силу с 1 января 2021 года. В этой системе будут учитываться все факты оборота драгоценных металлов и драгоценных камней, а также подразумевается введение маркировки ювелирных изделий при их реализации. Для ломбардов обязательная маркировка ювелирных изделий будет введена 1 августа 2021 года. И после введения данной системы все движение драгметаллов, в том числе и в ломбардах станет абсолютно прозрачным. Задача внедряемой системы ГИИС ДМДК – прослеживаемость оборота драгоценных металлов и драгоценных камней, и потому имеет смысл внедрить ее в электронную площадку, если таковая будет создана. И так, зарегулированная отрасль получает еще дополнительную нагрузку.
Немного не по теме совещания, но проблема животрепещущая. Поговорим о ГИИС ДМДК.
Три главных вопроса, которые участники рынка задают себе и друг другу, выглядят так:
На первый вопрос ответ короткий: правительству, которое планомерно внедряет систему тотального контроля за всеми товарными и финансовыми потоками.
На второй вопрос односложного ответа нет. Порядок функционирования ГИИС ДМДК должен быть утверждён постановлением Правительства РФ, но новый вариант проекта ещё не опубликован. И, как мы понимаем, его содержание ещё обсуждается разработчиком.
Здесь остановимся подробнее, поскольку существует ряд организационных вопросов, технологических проблем и неустранённых рисков, которые требуют урегулирования.
1) Нет окончательного, устраивающего участников рынка, решения по срокам и по порядку маркировки товарных остатков. Предполагается, что такая маркировка должна быть завершена к началу 2023 года. Но за два года сделать её в полном объёме и безболезненно для участников рынка едва ли возможно.
Пропускная способность инспекций 65-80 млн. штук изделий в год. Ежегодный выпуск новой продукции из золота 30 млн. штук, импортируется из серебра 15 млн. штук, а старые товарные остатки составляют 120 млн. штук. Нужно как минимум три года для переходного периода, иначе не избежать очередей. Т.е. дополнительно к новой продукции в течение года можно промаркировать ещё 40 млн. штук из старых товарных остатков. И это только на ювелирном рынке!
2) В любом случае маркировка — это новая дополнительная нагрузка на Федеральную пробирную палату (далее ФПП), которая вводится без увеличения штатной численности сотрудников. Сроки клеймения вырастут. Насколько — неясно.
3) Внедрение маркировки ювелирных изделий предполагает нанесение штрихкода лазером на металл и возможность его сканирования при помощи оптического считывателя штрихкодов с металлических поверхностей. Сегодня на рынке нет оптических считывателей требуемого качества, да ещё и доступных по цене.
4) Неизвестно насколько надёжными будут програмное обеспечение и серверное оборудование. Технические сбои в системе влекут за собой риск паралича всей системы (т.е. всей товаропроводящей цепочки). Яркий пример сегодняшнего дня — сбой в системе Мониторинга движения лекарственных препаратов в аптечных сетях. Все помнят сбои в ЕГАИС при внедрении контроля за оборотом спиртных напитков. Но это жизненно важные товары для населения. По команде сверху вопрос решается быстро. В случае с ювелирами и ломбардами подобного не стоит ожидать.
Теперь поговорим о том, во что обойдётся внедрение маркировки? В пояснительной записке к проекту постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка функционирования ГИИС ДМДК» указано: «Принятие проекта НПА не повлечёт негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, и не окажет влияния на достижение цели государственных программ Российской Федерации».
Так ли это?
Проект постановления Правительства РФ содержит перечень обязательных требований к участникам рынка по обеспечению функционирования системы и перечень необходимого для этого оборудования.
1) Оптические считыватели штриховых кодов с металической поверхности: 250 тыс. руб.
2) Организация рабочего места сотрудника, обслуживающего систему (ПК, ПО, ЭЦП, принтер, сканер, передатчик фискальных данных)
3) «Замораживание» товарных остатков в подразделениях Пробирной палаты (сроком минимум на 1 месяц)
4) Доставка товарных остатков в подразделения ФПП и обратно
5) Обучение и подготовка персонала для обслуживания системы
8) Ежегодные затраты на администрирование обязательных требований и обслуживание системы: 1 сотрудник Х 25 тыс. руб. Х 1,3 (социальные взносы) равно 400 тыс. руб.
Вот во что обойдется маркировка бизнесу.
Однако вернемся к теме совещания: что думают представители ломбардного сообщества — те, кто работает в реальном секторе?
Председатель Совета Союза «Национальное объединение ломбардов» Алексей Александрович Лазутин обратил внимание на существование более насущных проблем, требующих решения. Например, несмотря на неоднократные обращения в госструктуры, до сих пор не решена проблема ломбардов, маскирующихся под комиссионные магазины. Уже начинают появляться целые сети, которые без надзора Центробанка по сути оказывают те же самые ломбардные услуги, вводя в заблуждение население. Что касается создания единой обязательной площадки по реализации невостребованных вещей, то «Мы прогнозируем увеличение регуляторного давления, снижение доходности ломбардного бизнеса: накладные расходы на участие в торгах неизбежно вырастут, скорость возврата оборотных средств ломбарда и стоимость выставленных на продажу товаров наоборот, снизится. Это будет способствовать переходу ломбардов в смежные сегменты, и, возможно, организации «серых» схем при реализации залогового имущества», отметил Алексей Александрович.
Президент некоммерческой организации «Некоммерческое партнерство «Лига ломбардов»» Михаил Евгеньевич Унксов сказал, что на взгляд большинства ломбардов, нет необходимости нормативного регулирования процесса реализации невостребованных вещей. Ломбарды сами способны решить стоящие перед ними проблемы в строгом соответствии с существующим законодательством. Нет необходимости привлекать государственные или сторонние коммерческие структуры для решения текущих вопросов, ломбарды сами со всем справятся.
Той же позиции придерживался представитель ООО «Ломбард «Перспектива»» Н.С. ЦАРЁВ. Он отметил, что существующее законодательство, в частности, федеральные законы № 196-ФЗ и № 115-ФЗ создают максимальную прозрачность. Помимо этого, по всем операциям свыше 600 тысяч ломбарды отчитываются в Росфинмониторинге, так что нет необходимости в создании нового инструмента для достижения существующей прозрачности.
Но в том случае, если будет принято положительное решение, нужно будет решить основной вопрос: на каких принципах будет осуществляться вход на единую площадку, какова будет стоимость участия в ней для ломбарда? При создании единой площадки мы получим монополиста, который будет единолично устанавливать цены для ломбардов? Это принципиальный вопрос, на который мы хотим получить ответ.
Главный редактор журнала «Русский ювелир» Владимир Витальевич Пилюшин отметил, что существующие инструменты полностью обеспечивают прозрачность рынка ломбардов, а создание новой структуры, затрат, с нею связанных — это расход государственных средств, которые можно потратить с большей пользой для экономики страны. Но если создание электронной площадки дело решенное, то ломбардам необходимо в короткие сроки выработать консолидированное решение, разработать, представить госструктурам и отстаивать свой план по реализации невостребованного имущества.
Итак, первые шаги навстречу друг другу сделаны, как дальше будет складываться диалог между регуляторами рынка и бизнесом? Н. Абрамов в конце совещания сказал, что Комитет по экономической политике ждет от бизнеса инициатив и готов обсудить и оценить все его предложения.