Бриллианты Путина: главный поставщик российских алмазов рассказал о связях с Израилем – Ломбарды.рф

Бриллианты Путина: главный поставщик российских алмазов рассказал о связях с Израилем

04.03.2020

Сергей Иванов, генеральный директор российской корпорации "Алроса", занимающей первое место в мире по объему добычи алмазов, считает израильский рынок одним из наиболее важных: израильтяне закупают в России алмазы на 300 млн долларов в год. Интервью с Ивановым опубликовал в воскресенье, 16 февраля, ведущий экономический сайт Израиля calcalist. 

Сергей Иванов (справа) на выставке компании "Алроса" в России. Фото: Rapax shutterstock

Сергей Иванов (справа) на выставке компании "Алроса" в России. Фото: Rapax shutterstock


Когда в Израиле речь заходит об алмазном бизнесе, первое, что приходит на ум, это имя предпринимателя Льва Леваева и его деловые контакты с Россией. Связи Леваева с российской алмазодобывающей отраслью всегда были окутаны тайной. С тех пор, как началось расследование налоговых служб о контрабандном ввозе алмазов, Леваев решил не возвращаться в Израиль и теперь живет в России.

- Вы можете пролить свет на действия и местонахождение одного из самых известных израильских бизнесменов?

- Мы встречались с ним несколько раз после того, как в 2017 году я занял пост генерального директора. Он был одним из самых крупных наших клиентов, всегда вовремя оплачивал все закупки. С 2018 года он не покупает наши алмазы. С тех пор мы не общались, и мне ничего неизвестно о его новой бизнес-стратегии. 

- Он до сих пор владеет собственными алмазными приисками в России?

- Я ничего об этом не знаю. 

- Фактически он покинул эту отрасль?

- Не знаю. Мы давно не встречались. У нас есть 76 других покупателей. Насколько я понял, он не заинтересован в возобновлении своего статуса закупщика алмазов. 

Леваев больше не фигурирует в списке постоянных покупателей, однако других израильских клиентов у российской корпорации немало. 

На выставке "Алроса" в России Фото: Rapax shutterstock

На выставке "Алроса" в России Фото: Rapax shutterstock


Традиционно Израиль закупал необработанные алмазы у южноафриканского концерна De Beers, основного конкурента российской корпорации "Алроса". Эти компании делят между собой две трети мирового рынка и фактически устанавливают на нем цены. В последние 10 лет все больше и больше израильских предпринимателей в сфере огранки алмазов покупают сырье в России. Недавно Сергей Иванов принял участие в международной неделе алмазной отрасли в Рамат-Гане.

- Насколько существенным партнером для компании с годовым оборотом более 4 млрд долларов является Израиль?

- Израиль давно является одним из наших наиболее значительных партнеров. Это крупный центр по работе как с алмазным сырьем, так и с бриллиантами. Мы уже 10 лет сотрудничаем с Алмазной биржей, несколько раз в году я встречаюсь с ее президентом Йорамом Двашем. У нас налажены деловые отношения со многими израильскими фирмами. 

- Израиль покупает больше у вас или у De Beers?

- Полагаю, что в денежном исчислении Израиль покупает больше алмазов у De Beers. Однако если исчислять в каратах, мы опережаем наших конкурентов, поскольку качество наших алмазов ниже, и мы поставляем их для дальнейшей обработки. 

- Какова доля Израиля в вашем обороте?

- Наиболее крупным нашим партнером по-прежнему остается Антверпен (это половина всех наших продаж). Однако и там (возможно, это прозвучит не очень политкорректно) часть компаний имеет израильские корни, значительная часть капитала на антверпенской бирже также израильского происхождения. Если взять 6 израильских фирм, являющихся нашими клиентами, то речь идет о 7% нашего годового оборота (более 300 млн долларов). 

Однако израильские компании активно участвуют в наших аукционах и специализируются на особенно крупных камнях весом 8-10 карат. По российским законам столь крупные алмазы можно продавать лишь на аукционах, и израильтяне выигрывают их, поскольку они специализируются на таком сырье и производят из него редкой красоты бриллианты.

- Кстати о редких алмазах. Недавно стало известно, что вы обнаружили самый крупный алмаз в истории России? Вы показали его президенту Путину?

- Да. Это розовый алмаз весом 15 карат. Мы намерены продать его на аукционе. Ожидается, что стоимость находки достигнет 30 млн долларов. 

- Вы решили перенести аукцион из Гонконга из-за эпидемии коронавируса?

- Да. Поэтому аукцион пройдет в Израиле и частично в Нью-Йорке. 

- Как эпидемия влияет на ваш бизнес?

- Весьма негативно. В декабре и январе произошла стабилизация рынка алмазов, мы были настроены оптимистично. Однако теперь ясно, что коронавирус оказался "черным лебедем". Продажи в Китае резко снизились. 

- Треть израильского алмазного экспорта приходится на Юго-Восточную Азию. Сколько вы продаете в этом регионе?

- В самом Китае немного. Однако китайцы составляют пятую часть мирового рынка алмазов, и эта отрасль развивается там быстрыми темпами. 

Когда Иванов говорит о произошедшей в декабре и январе стабилизации рынка, он имеет в виду удар, обрушившийся на "Альросу" в результате торговой войны между США и Китаем. Доходы корпорации снизились, особенно в первые два квартала 2019 года, поскольку китайские клиенты резко сократили закупку алмазов. Чаще всего китайцы покупают бриллианты во время поездок на Запад. Концерн De Beers также пострадал от этого кризиса. 

- Ваша корпорация и De Beers контролируют 60% мирового рынка алмазов. То есть вы вместе устанавливаете цены?

- В наши дни невозможно устанавливать цены. Но, вне сомнения, они во многом зависят от наших действий. Наша стратегия оказывает серьезное влияние на рынок. Например, в прошлом году мы снизили цены на 10% - по макроэкономическим причинам. Каждый крупный игрок на этом рынке следит за действиями конкурента. 

Путин в Израиле. Фото: AP

Путин в Израиле. Фото: AP


В Израиле считают, что Иванов имеет доступ к Путину. "Дверь в кабинет Путина всегда для него открыта, поскольку его отец Сергей Иванов вот уже не первое десятилетие является правой рукой российского президента. Иванов-старший занимал пост заместителя Путина, когда тот был главой ФСБ, был министром обороны и главой президентской администрации", - пишет израильское издание "Калькалист". 

- Ваш отец действительно близок к Путину?

- Не знаю, насколько близок, но он действительно работает в правительстве. Сегодня он занимает пост специального представителя президента Российской Федерации по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта. И ему это нравится.

- В России его называют главным путинским спецслужбистом, не так ли?

- Не совсем так. Он был заместителем главы ФСБ, секретарем Совета безопасности РФ, министром обороны в 2011-2016 годах, руководителем администрации Путина. 

- Тот факт, что ваш отец близок к Путину, связан с тем, что вы в 30 лет заняли столь высокий пост в государственной корпорации? Вы провели свое детство в Кремле?

- Нет, у меня экономическое образование, я изучал экономику и международные отношения в Московском университете и уже на четвертом курсе, когда мне было 22 года, решил начать работать. Я не отрицаю, что благодаря семейным связям сумел наладить отношения с людьми, которые бывали у нас дома. Я был главой правления страховой компании ОАО "СОГАЗ", при мне ее доходы увеличились втрое. Но я хотел заниматься настоящей промышленностью. Мне нравилась "Альроса" - огромная корпорация, в которой трудятся 38 тысяч сотрудников. 

- Какое влияние на вас оказывают отношения между Россией и США?

- Это не оказывает на нас никакого влияния. Мы публичная компания, треть наших акций принадлежат различным акционерам. Мы получаем кредиты на международном финансовом рынке. 

- Я слышала утверждение, что природные алмазы станут скоро достоянием прошлого, поскольку развивается рынок синтетических алмазов, для покупки которых не нужно быть миллионером. В Израиле этим активно занимается компания предпринимателя Бени Ландау. Это угрожает вашему бизнесу?


 - Синтетические алмазы не являются чем-то новым. Их начали производить еще в 1950-е годы. Сегодня, конечно, это можно делать проще и быстрее, но мы не считаем это угрозой. Скорее, это новый рынок. Пока что этот рынок незначителен - 1-1,5% от мировой алмазной торговли. Я думаю, что он будет быстро расти. Но это разные рынки, которые могут существовать параллельно друг от друга. Всемирные бренды (Louis Vuitton и Bulgari) официально сообщили, что не видят себя на рынке синтетических алмазов.
Читайте также
Новости
27.02.2020
Bvlgari представил новую коллекцию аксессуаров на Неделе моды в Милане
Презентация коллекции аксессуаров и кожаных изделий сезона осень-зима 2020 прошла в миланском отеле Bvlgari, сообщает компания
Новости
27.02.2020
«Дон Сальвадор всегда на сцене»: Тина Хмельницкая и оммаж сюрреализму
28 января в московском Центральном Манеже откроется (и продлится до 25 марта) выставка «Сальвадор Дали
Новости
27.02.2020
Жизнь, смерть, чистая форма: новые коллекции украшений к выставке Дали
В московском Центральном Манеже 28 января открылась масштабная выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство», которая, как ожидается, привлечет множество заинтересованных зрителей
Новости
27.02.2020
Inhorgenta 2020: как я открыла для себя драгоценный мир Германии
С 14 по 18 февраля Мюнхен превратился в платформу для демонстрации последних ювелирных коллекций, купли-продажи драгоценных камней, обмена опытом на мастер-классах, а также местом, куда съехались байеры и пресса из 80 стран мира.
Часовые новости
27.02.2020
Часовые бренды Citizen и Bulova не примут участие в Baselworld из-за коронавируса
Часовые бренды Citizen и Bulova заявили об отказе в участии в выставке часов и ювелирных украшений Baselworld, указав в качестве причины своего решения Coronavirus
Новости
27.02.2020
Ввести маркировку драгметаллов планируется с 2021 года
Обязательной маркировка драгоценных металлов и изделий из них должна была стать с 2019 года, но сроки несколько раз переносили из-за неготовности системы
Новости
27.02.2020
Концептуально. Креативно. Чувственно
Otto Jewels — итальянский ювелирный бренд, исповедующий концепцию благополучия.
Новости
27.02.2020
SEXY FISH JEWELRY представил новую коллекцию украшений
Российский бренд украшений SEXY FISH JEWELRY — молодая и динамично развивающаяся компания Виктории Гилварг, — креативного директора марки, бизнесвумен и телеведущей, представляет новую коллекцию украшений Весна-Лето 2020.