Маркировку признали негодной. Структура Минфина разложила Усманова и Ко

  • Новости

Введение цифрового маркирования товаров в России приведет к негативным экономическим эффектам как для бизнеса (через увеличение издержек), так и потребителей (через рост цен). В особой группе риска будет находиться малый бизнес, не обладающий достаточными финансовыми ресурсами для осуществления расходов. К таким выводам пришло ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт» (НИФИ) Минфина РФ, исследовавшее тотальное внедрение меток.

Без проведения конкурса ООО «Оператор-ЦРПТ» (компания, в которой структурам миллиардера Алишера Усманова принадлежит 50%, а оставшуюся половину делят госкорпорация «Ростех» и управляющий партнер Almaz Capital Partners Александр Галицкий) было назначено оператором системы мониторинга товаров. Предполагается, что компания инвестирует более 200 млрд руб. в создание и развитие Единой системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров за 15 лет. «Однако непосредственно соглашение о ГЧП не содержит каких-либо инвестиционных обязательств частного партнера», - пишет НИФИ.

НАЛОГ НА НАЛОГ

В качестве одного из критериев эффективности проекта ГЧП являются налоговые доходы федерального бюджета, которые за 2019-2024 гг. в случае реализации проекта должны составить всего 439 млн руб. То есть, считают в НИФИ, положительные налоговые эффекты от снижения контрафакта не были рассчитаны и не являются критерием эффективности проекта. Между тем понятна выгода «Усманова и Ко»: предварительные оценки показывают, что только за первые 11 лет выручка оператора системы маркирования может составить 3,9 трлн руб.

«Кроме этого, цифровое маркирование товаров не приведет к фактическому росту налоговых доходов для бюджетной системы. Краткосрочный положительный бюджетный эффект прироста доходов будет вызван исключительно увеличением налоговой базы в связи с переложением расходов на маркировку в конечные цены товаров («налог на налог»), - пишут исследователи. - Выиграют от маркировки производители и продавцы товаров, работающие в белой зоне и занимающие доминирующее положение на тех рынках, на которых присутствует высокий уровень фальсификата, поскольку они смогут увеличить свою долю рынка и переложить расходы на маркировку на потребителей, а также получить конкурентное преимущество за счет увеличения издержек прочих игроков рынка».

По расчетам НИФИ, доля малого бизнеса в экономике будет продолжать снижаться, а поставленная в национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство» стратегическая цель по увеличению доли малого предпринимательства до 32,5% ВВП к 2024 г. не будет достигнута.

Внедрение цифрового маркирования для всех товарных групп потребует только в первый год реализации инициативы 1252 млрд руб. инвестиций со стороны различных производителей продукции на закупку специальных сканеров, необходимых для контроля за маркируемыми товарами, онлайн-касс и др. Кроме этого, до 2030 г. предприятиям потребуется еще дополнительно инвестировать 735 млрд руб. только на обновление оборудования.

«Участники рынка будут нести как прямые, так и косвенные расходы. Прямые расходы будут выражаться в приобретении цифровых марок у назначенного оператора ООО «Оператор-ЦРПТ» (3,9 трлн руб.) и осуществлении различных операционных расходов, связанных с изменением бизнес-процессов и поддержкой закупленного оборудования (2,2 трлн руб.). Более 7,5 трлн руб. потерь участников рынка будет связано с расходами на товары, которые не пройдут считывание через системы идентификации на этапах логистики и торговли (товар, который подлежит возврату производителю и ликвидации), а также самом производстве», - пишет НИФИ.

ОТРАЗИТСЯ НА ВСЕХ

Таким образом, несмотря на то, что расходы непосредственно на цифровую марку относительно невелики (в структуре калькуляции цифрового маркирования на одну цифровую марку, с учетом всей цепи создания стоимости, доля расходов на одну цифровую марку будет составлять в среднем 27 и 12% для продовольственных и непродовольственных товаров соответственно), совокупное удорожание конечной продукции может быть значительным. Оценки показывают, что для продовольственного рынка (в случае пессимистического сценария и тотального маркирования всех товаров, вне зависимости от уровня их цен, уже с 2020 г., а не с 2024 г., как это предполагается фактически) вклад маркировки в удорожание продукции может в отдельные годы доходить до 5,4% в год, для непродовольственного рынка – 4,3%. Вследствие увеличения цен произойдет сжатие внутреннего спроса на товары народного потребления.

Издержки от маркировки отразятся на малых предприятиях сильнее, чем на средних и крупных, в силу того, что они составят более существенную долю в инвестициях и в себестоимости продукции. Отрицательные результаты своей экономической деятельности могут показать более 39 тыс. малых предприятий производственного сектора из-за отсутствия достаточной финансовой базы для осуществления расходов на маркировку. Потенциальные выпадающие доходы бюджета от закрытия либо от отрицательных результатов экономической деятельности малых предприятий (включая микропредприятия), занимающихся производством пищевой промышленности и одежды, включая текстильные изделия, составят около 96,3 млрд руб.

«Необходим тщательный анализ целесообразности введения маркировки по каждой группе товаров. Если маркировка одних групп не вызывает вопросов в ее необходимости, то по другим, как, например, по молочной продукции, считаю это дублированием требований. Уже сейчас ясно, что повальная маркировка приведет не только к сокращению мелкого бизнеса (микро), снижению рентабельности работающих производственных компаний, но и к увеличению розничных цен», - сообщила Марина Шемилина, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Приморском крае.

По ее словам, сейчас в Законодательном собрании Приморья обсуждается вопрос по подготовке обращения федеральные органы с инициативой отсрочки введения обязательной маркировки по отдельным группам товаров для проведения анализа, а также о разработке порядка предоставления льгот и права налогового вычета субъектам предпринимательской деятельности на сумму приобретаемого оборудования, по аналогии с онлайн-кассами.

Источник:
HTML ссылка на сайт Источник: konkurent.ru
Ваш город Москва?
Выбрать город