На 6% — до 2,107 тонн снизился спрос на золото в прошлом году, такие цифры приводят эксперты, анализируя развитие рынка по состоянию на конец 2019 года. Однако в 2020 году, по прогнозам специалистов, потребителей ждет взлет цен на драгоценный металл и грядут глобальные изменения на рынке ювелирных изделий. Мастера попытаются найти новые способы привлечь внимание потребителей новыми фактурами, идеями, формами и способами продаж.
Прошлый год ознаменовался снижением спроса на драгоценный металл: он составил всего 2,11 тонн, что на 6% ниже, чем было в 2018 году. Такие сведения предоставил Всемирный совет по золоту (Word Gold Council). Причиной падения спроса стали чрезмерно высокие цены: главные страны-потребители (Китай и Индия) перестали его активно покупать.
Тем не менее цены и не думают падать — уже к концу сентября стоимость унции перешла порог в $1,5 тысячи и обновила максимум за последние 6 лет. И это еще не предел: по мнению американского финансового эксперта Питера Шиффа, золотые слитки будут еще дороже, особенно в свете главного политического события Америки — переизбрания президента страны. Предварительная цена — $2000 за унцию. Потребителям стоит поторопиться и уже сейчас пополнить золотые запасы, чтобы сыграть на разнице цен. Заодно пришло время обновить «ювелирный гардероб» новыми изделиями. В новом году ювелиры приготовили потребителям много интересного и часто очень неожиданного.
Афанасьева Наталья, владелец ювелирной семейной студии, член Творческого союза художников ДПИ, уверена, что очевидна тенденция уникальности и персонализации. Люди ищут максимальной приближенности к своим ценностям, к своему характеру, душе. В 2020 году будут все больше востребованы смысловые композиции, которые отражают силу и красоту человека, его суть, намерения и призыв в мир.
«Ювелирные европейские бренды, — считает Наталья Афанасьева, — по-прежнему щедро осыпают свои модели дорогущими камнями, бриллиантами. Параллельно видны эксперименты с новыми материалами, где сочетаются золото и бумага, пластик и алюминий, платина и пластик. Пока, понятно, это все авторские, штучные поиски, говорить о выпуске в сегмент масс-маркета как минимум преждевременно».
В тренде останутся и бриллианты. Только не простые, а цветные и фантазийной огранки, например флуоресцентные бриллианты (светящиеся в ультрафиолете). Даже в свадебных украшениях, констатирует эксперт, бриллианты начинают уступать цветным камням. Российский рынок все активнее интересуется цветными камнями. Это сапфиры различных окрасок: от нежно-розовых до закатно-оранжевых (Падпараджа), ценится турмалин Параиба, шпинель. Камни растут в популярности, а вместе с тем — в цене.
В 2020 году в пул самых популярных камней с триумфом возвращается жемчуг. Изменчивая в настроениях мода повернула взгляд в сторону жемчуга еще в прошлом году: появились заколки и ободки для волос в стиле baby doll, внешне имитирующие нить жемчуга. В этом году спрос на жемчужные украшения обещает побить все рекорды, только стилисты рекомендуют носить серьги, колье, другие аксессуары. Главное правило, которое должны взять на вооружение все модницы: чем тоньше, тем лучше. Выбирать дизайнеры советуют тонкие нити или цепочки из благородных металлов с одной, но выразительной жемчужиной посередине. Приветствуется сочетание жемчуга и серебра, жемчуга и платины, объемные браслеты на каркасе или резинке. Горячая тенденция 2020 года — цветные жемчуга, «встроенные» в объемные браслеты или колье.
Писк сезона — бижутерия с логотипами модных домов. В преддверии Нового года весь цвет модных домов Европы — Balenciaga, Chanel, Gucci — представили ювелирные коллекции с изделиями, куда тонко и аккуратно «вписаны» логотипы. Смотрятся они не вычурно, даже интеллигентно. А жемчуг занимает в коллекциях почетное первое место.
О персонализации как одной из ведущих тенденций наступившего года говорят практически все эксперты. Лиана Билякович, модный аналитик, прогнозист, провела лекцию в Киеве, где рассказала свое видение развития ювелирной индустрии в 2020 году.
«В эпоху технического прогресса, — считает Билякович, — жизненной необходимостью всех народов мира становится поиск отражения своих традиций в украшениях».
Украинцы, приводит аналитик пример, взяли за ориентир традиционные узоры с вышиванок: сейчас ювелиры страны переносят их с одежды прямиком на колье, серьги, кольца, сережки и браслеты. Вторая тенденция, которая только обозначилась на рынке, — изображение ликов святых, что подчеркивает, как близка мода и религия. Также все больше становится востребована бионика — изделия в виде цветов, овощей и фруктов.
Обязательно будет в тренде тема «макроса». Мотивы, которые так или иначе напоминает о том, что настал новый век — эра высоких технологий и цифровизации. Абстрактные, обтекаемые фигуры способные вызвать любые ассоциации — от космоса до отдельной молекулы. Зато цвета в тренде любые: от кричащих красных, до переливающихся леденцовых, спокойных пастельных. Горячий спрос предрекают розовому, рубиновому цветам — глубоким, насыщенным, обязательно чистым.
Любой, даже самый оригинальный, ювелир, способный работать на рынке по конкурентным ценам, в новом веке тотальной цифровизации нуждается в грамотном продвижении. Это позволяет сделать свой бренд узнаваемым и в конечном итоге повысить продажи. Рассуждая об изменениях продвижения ювелирных изделий в новом году, Виктор Субботин, маркетолог ювелирного рынка сегмента b2b, b2c, o2o, говорит о необходимости персонализированной рекламы. Она подразумевает создание контента, который целевая аудитория смотрит или читает с удовольствием.
Маркетолог подчеркивает, что всем PR-специалистам в новом году предстоит научиться делать тонкую, интересную, ненавязчивую рекламу. Формы, считает Субботин, маркетологам доступны любые — от роликов до презентаций, объявлений или постов в социальных сетях. Помощниками в этом деле станут микроблогеры, блогеры, но будущее за инфлюенсерами — кумирами определенной группы клиентов количеством от 100 до 100 тыс. человек.
Главный плюс такого сотрудничества в точном охвате целевой аудитории, низкой стоимости рекламы, простом процессе переговоров, а главное — четком геопозиционировании, то есть возможности продвигать ювелирные украшения в регионах, небольших городах. Минус пока только в небольшом количестве целевых «ювелирных» инфлюенсеров, что усложняет создание рекламы и увеличивает время на запуск кампании. Пул из 20 блогеров будет достаточным, чтобы запустить процесс и сделать ювелирный бренд узнаваемым за относительно короткий срок.
Осталось разобраться, где купить в 2020 году авторское украшение в модном стиле бионика или с переливающимися люминесцентом бриллиантами. Онлайн-продажи, понятно, остаются приоритетным направлением развития. Однако трендом 2020 года ювелиры видят освоение новых форматов. Один из них, по мнению экспертов Международной ювелирной академии, IJA — поставка корпоративных подарков. Второй — очень любопытный — ювелирные автоматы. Они представляют собой блок с экраном, где помещается весь ассортимент ювелирного магазина. При выборе изделие «выезжает» из автомата, а консультанту остается проконтролировать процесс и красиво презентовать товар.
Будущее представители ассоциации видят в расширении сети шоурумов (особенно в виде островков), работе с каждым покупателем индивидуально, объединении в одно целое с магазинами парфюмерии, обуви, одежды.
Любопытно, что ювелиры не исключают выхода в сети. Сетевая схема продаж не раз доказала свою эффективность. Не исключено, что уже завтра эксклюзивные изделия из золота, серебра, платины с бриллиантами и жемчугами нам будут предлагать на манер косметики или БАДов.
Наконец, все заметнее синергия трудовых сил всех, кто работает на имидж человека: продажа украшений в магазинах одежды, обуви, элитной парфюмерии, где можно быстро и легко найти свой новый образ и эффектно подчеркнуть собственное «я».