Миллиардную выручку добытчикам алмазов приносят бесчисленные рядовые камни, но имя делают единичные уникальные находки. Из каждых 10.000 найденных алмазов ювелирного качества лишь один может похвастаться ярким и насыщенным - фантазийным - цветом.
Бриллианты уникальных оттенков ценятся гораздо выше, чем бесцветные даже самой чистой воды, чем активно пользуются алмазодобывающие Rio Tinto и De Beers.
Крупнейший в мире производитель алмазов российская Алроса пытается вслед за глобальными конкурентами заработать дополнительную прибыль на этом узком, рассчитанном на состоятельных знатоков рынке.
Для Алросы с финансовой точки зрения бриллианты в целом пока значат немного. В 2017 году на них пришлось немногим более 2 процентов $4,6-миллиардной выручки компании, за четыре месяца 2018 года - 1,6 процента. Впрочем, ультрадорогие бриллианты традиционно привлекают внимание публики - немаловажное обстоятельство для производителя такой продукции, как драгоценные камни.
ДОРОГИЕ И РАЗНОЦВЕТНЫЕ
Абсолютный мировой рекорд аукционной цены ювелирного изделия принадлежит яркому розовому бриллианту. Год назад розовый 59,6-каратный бриллиант, который теперь называется CTF PINK STAR, за беспрецедентные $71,2 миллиона на Sotheby's приобрёл китайский ювелирный ритейлер Chow Tai Fook. В апреле 2016 года ярко-голубой (vivid blue) овальный De Beers Millennium Jewel 4 в 10,10 карата был продан там же за $32 миллиона.
Ценность цветного бриллианта зависит от распространённости алмазов этого оттенка в природе - фиолетовых и розовых мало, поэтому они ценятся выше, чем коричневые и жёлтые, которых больше, сказала Рейтер начальник отдела сбыта филиала Бриллианты Алроса Анна Федотова.
Сочетание цвета и размера бриллианта - свыше 10 каратов, - делает его особо ценным. Но, например, зелёный уникален в любом размере, и даже 0,45-каратный бриллиант пойдёт на аукцион, сказала Федотова, показывая крошечную зелёную искорку. "Рынок фантазийных камней относительно мал, так как для него характерно ограниченное предложение, а конечный спрос исходит в первую очередь от относительно малочисленной группы богатых потребителей, менее чувствительных к цене", - сказал Рейтер независимый отраслевой аналитик Пол Зимниски из Нью-Йорка.
Один из основных драйверов цен на цветные бриллианты - дефицит сырья. Считается, что более 90 процентов мирового предложения редких розовых алмазов обеспечивает принадлежащий Rio Tinto австралийский рудник Argyle, срок отработки которого завершается в 2020 году.
Алроса чаще всего находит цветные камни на своих россыпных месторождениях на северо-западе Якутии (компания Алмазы Анабара) и в Архангельской области (Севералмаз). В прошлом году компания официально сообщала об обнаружении на россыпях розового алмаза массой 27,85 карата и желтого в 34,17 карата, гранить которые предполагает сама.
НЕДОЗАРАБОТАЛИ
Казалось бы, алмазы редких цветов должны стоить дороже более распространённых, и компаниям нужно не жалеть сил в их поисках.
Но до недавнего времени Алроса помимо бесцветных выделяла только несколько цветовых оттенков алмазов, сказал глава сбытового блока госмонополии Евгений Агуреев. Сортировать все цветные алмазы по 19 видам редких цветов компания начала только с конца 2017 года, и рассчитывает увеличить доходы за счёт того, что будет гранить большую часть этих камней самостоятельно, продавая остальное на аукционах для мониторинга цен.
Рынок бриллиантов фантазийной окраски стабильнее, чем рынок бриллиантов белых, а также менее качественных и небольших камней, сказал Зимниски.
Рентабельность мировой огранки в среднем на порядок ниже, чем алмазодобычи, но Алроса, которой пока принадлежит два гранильных предприятия в Москве и Барнауле, объединённых в филиал Бриллианты Алроса, полагает, что уникальные камни всё-таки выгоднее продавать в обработанном виде, а не в сырье.
"Невозможно одновременно продать на аукционе и алмаз, и бриллиант, который из него будет сделан, чтобы напрямую сравнить цену, - сказал Рейтер гендиректор Бриллиантов Алроса Павел Винихин. – Но бриллиант должен быть дороже, потому что это уже готовая конечная продукция, на которую есть спрос, а все риски при производстве мы уже забрали на себя".
Помимо редкости сырья дороговизна цветных бриллиантов объясняется сложностью их обработки, так как цветные кристаллы легко трескаются.
"Мы рассчитываем, что Бриллианты Алроса станут одним из мировых лидеров продажи цветных бриллиантов, - сказал Агуреев. - ...Это будет большой объем цветных камней, напрямую от производителя и с понятным происхождением - что, конечно, должно быть очень интересно рынку".
Rio Tinto, в частности, резервирует уникальное сырьё для своей "дочки" Argyle Pink Diamonds и раз в год проводит аукцион розовых, красных и фиолетовых бриллиантов - Argyle Pink Diamonds Tender.
Источник: fomag.ru