«Если бы меня спросили, какое занятие или ремесло могли породить самого необычного человека. Я бы сказал— профессия золотых дел мастера или ювелира. Да, он работает с миниатюрными предметами, с лупой в глазу он видит мелкие вещи в увеличенном виде. Именно таким человеком был Карл Питер Фаберже. Если бы вы его знали, вы бы всегда представляли себе его с лупой в глазу и с насадочной линзой за ухом. Все равно где — за работой или за игрой — он видит и слышит все, что обычный человек редко видит и никогда не слышит», — так писал о знаменитом российском ювелире, чье 172-летие мы отметили в этом году 30 мая, Генри Чарльз Бейнбридж. Англичанин Бейнбридж долгие годы был связан с филиалом фирмы Фаберже в Лондоне.
Современники так рисуют портрет Карла Фаберже — сына основателя фирмы Густава Фаберже: носил черное. Предпочитал твидовые костюмы и фраки. Обликом своим более всего напоминал помещика. Был щепетилен до мелочей. Никто не слышал, чтобы он отзывался о людях зло. Хотя мог быть суровым и не старался лгать, чтобы не казаться любезным.
Как известно, «душа» ювелирной фирмы Фаберже (так же, как и ее администрация) находилась в Санкт-Петербурге. В Петербурге в 1914 году работало более 200 человек: мастера, персонал магазина, штат художников… В период расцвета фирмы в ней сотрудничали более 700 человек, работающих в многочисленных объединенных мастерских.
Филиалы фирмы при Карле Фаберже были открыты в Москве, Лондоне, Одессе и Киеве, 40 дней в году работал магазин фирмы на Нижегородской ярмарке. И если в московских мастерских изготавливались тяжелые, дорогие, не слишком элегантные вещи, более соответствующие купеческому вкусу, то Петербург был местом рождения именно того элегантного стиля, который сегодня весь мир называет стилем Фаберже. Знаменитый дом №24 на Большой Морской улице, купленный главой фирмы в 1898 году и заново отделанный финским красным гранитом, был не единственной точкой на карте города, где рождался этот стиль. По воспоминаниям главного мастера фирмы Франца П. Бирбаума, дело, которое начиналось скромной мастерской, изготовлявшей обычные золотые браслеты, брошки и медальоны, выросло в целую сеть мастерских. В их внутреннюю жизнь администрация фирмы вмешивалась редко. Каждая из этих мастерских имела свое собственное клеймо. В их ведении были камнерезное дело, золотое и серебряное производство фирмы Фаберже. «Владельцы мастерских лишь обязывались работать по рисункам и моделям фирмы исключительно для нее. Так были основаны ювелирные мастерские Хольстрема и Тилермана, золотых изделий — Реймера, Коллина, Перхина, серебряных — Раппопорта, Арне, Вякиве и другие». Каждая мастерская специализировалась на определенных изделиях.
Долгое время члены императорской фамилии, представители придворных кругов были основными заказчиками Фаберже. (Только в 90-е годы 19 века к ним присоединились финансовая аристократия). Среди заказов, поступавших от императорского двора, конечно, нельзя не упомянуть о знаменитых пасхальных яйцах, ставших визитной карточкой Фаберже во всем мире. Фирма достигла зенита своей славы благодаря удивительному трудолюбию и «легкой» руке мастеров, бесстрашно разрывающих оковы массового вкуса и привычного ассортимента.
Санкт-Петербург, Большая Морская, 24, 1910 год
Санкт-Петербург, Большая Морская, 24, 2016 год
Санкт-Петербург, Магазин Фаберже, Большая Морская, 24, 1910 год
Санкт-Петербург. Великий князь Кирилл Владимирович (слева), продавец и мастер фирмы Георг Штейн (крайний справа) в магазине на Большой Морской, 24, 1910 год
Магазин Фаберже в Москве, Кузнецкий мост, 4 (современный адрес Кузнецкий мост, 10) 1903 г
Магазин Фаберже в Киеве, 1907 год
Витрина Фаберже в Нижнем Новгороде, 1910 год
В этом здании в Одессе располагался магазин Фаберже
Памятная доска установлена в Одессе стараниями Валентина Васильевича Скурлова
Собственно, массового производства — завоевания XX века, века пластмассы — фирма Фаберже не знала. Она расширяла свою палитру, играла со стилями, экспериментировала, изобретала новые виды изделий… Но, как писал внук Карла, Олег Агафонович Фаберже в своей книге «Блестки»: «Когда молодой способный юноша попадал в ученики к кому-нибудь из наших мастеров… первый совет, который он обычно слышал, был таким: ты вовсе не обязан все время сидеть за работой. Походи вокруг, посмотри, что делают другие и как они это делают.
В мастерских Фаберже (серия фото):
Ювелирная мастерская фирмы
Ателье художников в доме на Б. Морской, 24. Евгений Фаберже (стоит), на переднем плане Александр Фаберже, далее Оскар Май, Ян Либерг, неустановленный художник, Александр Ивашев
…Время здесь не играло никакой роли — это создавало в мастерских свободную творческую атмосферу.
…Клиенты знали принципы фирмы и при необходимости готовы ждать, зато, получая свой заказ, они могли не сомневаться в непревзойденном качестве».
Так, может, в этом и заключается секрет Фаберже?
В неутомимом новаторстве, в упрямом поиске собственного пути и богатстве фантазии, в интересе ко всем стилевым эпохам (эта особенность, впрочем, влекла за собой упреки в эклектичности), в настойчивой требовательности к себе и той самой «здравой неуверенности»…
… В полемике, какой была бы фирма сегодня, если бы история ее развития не оборвалась, наиболее убедительно звучит следующая «формула»: Фаберже никогда не останавливались на достигнутом. И сегодня их язык был бы сколь изыскан, столь и современен. Непрестанное движение вперед, свободное творчество и преданность делу — не из этих ли составляющих в самом деле рождаются слава и бессмертие…
Санкт-Петербург, площадь Карла Фаберже, 8. Памятник Карлу Фаберже был открыт 19 декабря 1997 года, фотография сделана двадцать лет спустя, во время празднования этого события
Журнал «Русский Ювелир»©
Благодарим В. В. Скурлова за предоставленные фотоматериалы