Пасхальным яйцом, с древних времен, назывались все подарки, преподнесенные на Пасху. Необязательно это было крашенное яйцо, мог быть любой дар, пожалованный к этому светлому празднику. «Великоденским яйцом», как написано в источниках XVII века, назывались дары этого дня. Принято было дарить довольно ценные подарки, ведь праздник Пасхи считался самым главным радостным событием в году. Хорошим тоном считалось дарить изделия ювелирного искусства.
Известный русский историк Забелин И. Е. отмечал, что к каждому празднику Пасхи получал от священнослужителей и от мастеров Оружейной палаты иконы и кресты, украшенные золотом и драгоценными камнями. Крест, как самый чтимый христианский символ, принято было дарить всегда. Считался самым ценным подарком на любой праздник, не только на Пасху. Значимость распятия было в том, что он всегда дарился с пожеланием благословения Божьим. Каждый человек уже имел свой крест с самого крещения, но от подаренного никто не отказывался и принимал с большой благодарностью. И по сей день для лиц духовного сана крест, икона или складни для мощей являются самым желанным подарком.
Пасхальным яйцом мог быть любой дорогой подарок, совершенно не связанный с христианской символикой. Особенно это распространилось в России в XVIII и в первой половине XIX веков. Подтверждение тому письмо иностранца Вильмонт. М. к отцу, датированное 1804 годом. Англичанин пишет, что княгиня подарила к празднику два бриллианта, которые он собирается носить в серьге в следующем году.
Драгоценные изделия в виде яйца начали появляться во времена правления Александра III в виде маленьких шкатулок и часов. Пасхальные яйца, выполненные в виде драгоценных пасхальных сюрпризов, приобрели популярность. Они принесли небывалый расцвет для фабрики Фаберже К. Начиная с 1885 года вплоть до революции в России, по заказу императорского клана, изготовили 56 больших яиц, нанизанных драгоценными камнями удивительной красоты. Яйца Фаберже имели успех у императорской четы Александра III и Марии Федоровны. Николай II с Александрой Федоровной тоже были неравнодушны к таким подаркам.
Уже в начале XX века пасхальные яйца изготавливали многие известные ювелирные мастерские. Все они подражали изделиям Карла Фаберже. Сама форма яйца давала простора для фантазии при изготовлении разного вида изделий. Были великолепные шкатулки, карманные часы, разные ювелирные украшения для женщин. Миниатюрные копии пасхальных яиц стали популярны как украшения: дамы носили их в виде кулона, мужчины могли использовать как подвески к часам. Материалом для таких украшений было стекло или фарфор, который обязательно расписывался. Яички окаймляли металлическими пластинками, декорировали драгоценными камнями.
Больше всех прославились яички из драгоценных металлов: из золота и серебра. Ценились покрытые эмалью украшения, художественная глазурь напоминала царские декорации. Сделанные с большим мастерством и богато, они сохранили спрос и признание и в современном мире.
Смотрите: рейтинг ломбардов, отзывы о ломбардах