Эмаль это старинная техника, которая использовалась мастерами еще около 4000 лет назад. Она позволяет передать все богатство красок, которое сложно получить при обычной технике нанесения покрытия, например, золотой. Сейчас ювелиры уже умеют делать покрытие из золота даже самых невероятных оттенков и цветов, но эмаль позволит им передавать яркость красок.
Само слово «эмаль» появилось в языке примерно 150 лет назад, до этого такая техника имела другое название – «финифть», что с латинского переводилось, как «блестящий и твердый камень». Археологи, обнаружившие старинные ювелирные изделия на Кипре, отнесли их к 1400 году до нашей эры. Но это были не самые древние изделия с нанесением эмали – такая техника была на ювелирных украшениях Древнего Китая и Древнего Египта. Во многие европейские страны, в том числе в Киевскую Русь, техника эмали пришла из Византии.
Техника Эмали основывается на нанесении определенного слоя стекловидной массы на поверхность изделия. Затем украшение подвергается термической обработке, и нанесенный слой твердеет. Жидкое стекло может иметь разные добавки, в зависимости от того, какой цвет хочет получить ювелир. Например, для получения красного цвета, мастер добавляет разные концентрации окиси железа, иногда используется хром или даже окиси золота. Чтобы получить синий цвет, ювелиры добавляют кобальт, для достижения черного – иридий, а для желтого берется сурьма.
Эмаль может быть двух типов: прозрачная или матовая. Непрозрачная эмаль имеет другое название – опакова. Само по себе стекло практически прозрачное, поэтому чтобы достичь матового эффекта, в эмалевый состав добавляют окиси олова разной консистенции или даже триокиси мышьяка.
Самым сложным в этой технике, ювелиры считают обеспечение прочного и долговечного сцепления, которое возникает между поверхностью изделия и эмалью. Для этого были придуманы семь способов. Первый и самый сложный – перегородчатая эмаль, когда ювелир создает цветную мозаику с помощью припаивания ее с использованием тонкой проволоки и подложки. Если эмаль находится в сканых окантовках, то это русская эмаль. Вместо проволоки мастера используют тут скань. Вариантов заливки стекловидной массы может быть несколько: это выемчатая, расписная или витражная эмаль. Все они различаются по процессу создания пор, чтобы улучшить сцепление.