20 января 2021 года состоялось заседание подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций ФОИВОВ под руководством Заместителя Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Чепуриной О. Н.
В числе прочих вопросов рассматривался проект Постановления Правительства РФ «О некоторых вопросах контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
С обоснованием своих позиций по данному проекту выступили:
- Гончаренко Юлия Александровна (Министерство финансов РФ).
- Литвак Александр Геннадьевич (Минэкономразвития РФ).
- Ульянова Ирина Владимировна (Минюст России).
- Уткин Эдуарда Юрьевич (Рабочая Группа).
Доклад Сопредседателя Рабочей Группы Уткина Э. Ю.
Проект постановления вносит изменения в систему государственного контроля за оборотом ДМДК. Он устанавливает новые обязательные требования для участников рынка и утверждает Правила функционирования ГИИС ДМДК, а также этапы и сроки ее внедрения в эксплуатацию. Ряд положений проекта противоречат друг другу, а также действующим законодательным и нормативным актам. Проект содержит ряд новых избыточных обязательных требований для участников рынка.
По оценке подавляющего большинства участников рынка и экспертов отрасли, система ГИИС ДМДК не готова к внедрению в промышленную эксплуатацию в 2021 году. Её ввод в эксплуатацию в нынешнем виде застопорит работу предприятий ювелирной отрасли.
Основные причины:
1. Программное обеспечение не доработано, не опробовано и не протестировано. По информации IT специалистов требуется 3-4 месяца на доработку программного обеспечения и еще 3-4 месяца на его тестирование. Также требуется время на адаптацию и интеграцию программных продуктов участников рынка, на это потребуется еще 2-3 месяца.
2. Аудит бизнес-процессов системы не проведен, не сделана оценка эффективности их работы.
3. Опыт эксплуатации аналогичных систем с использованием технологии нанесения штрих-кодов на металл и последующего считывания отсутствует не только в России, но и во всей мировой практике ювелирного дела.
4. Технологические процессы не отработаны, не испытаны и не обкатаны. Необходимость идентификации изделий производителем образует новую технологическую операцию, вклинивающуюся в уже отработанный технологический процесс. Это обуславливает снижение производительности труда и увеличение себестоимости производимой продукции.
5. Проект содержит ряд новых обязательных для участников рынка требований избыточного характера, которые влекут дополнительные затраты и создают дополнительные обременения, которые увеличивают себестоимость производства. Усложнение государственного регулирования даст обратный эффект: оно простимулирует расширение нелегального оборота за счет ухода в тень предприятий малого и микро- бизнеса.
6. Предельные сроки нахождения партий продукции в территориальных подразделениях ФПП для опробования, клеймения и маркировки не определены. Замораживание оборотных средств в незавершенном производстве увеличивает затраты субъектов рынка на привлечение финансовых ресурсов.
7. Предполагаемые процессы идентификации изделий путем сканирования штрих-кодов с ювелирных изделий после проведения финишных операций требуют особой проработки, так как проведенные испытания показали негативные результаты. Это главная технологическая проблема данного проекта. Повреждение или даже загрязнение штрих-кода в ходе производственного процесса не позволяет произвести считывание, а, следовательно, идентификацию изделия, определение его УИНа и оформление бирки. Таким образом, в брак уходит от 10% до 40% продукции.
Доработка проекта путем внесения изменений и правок невозможна, так как требуются концептуальные изменения. Сама система ГИИС ДМДК требует доработки.
Рабочая Группа согласилась с доводами Минфина РФ о том, что на качественную доработку проекта нет времени, так как переработка вызовет необходимость заново проводить процедуру согласования проекта с ФОИВОМИ. В качестве компромиссного решения Рабочая Группа предложила изменить только сроки внедрения системы в эксплуатацию, предложив начать эксплуатацию системы с 01 января 2022 с нанесением маркировки в виде Data Matrix кода на бирке ювелирных изделий, а с 01 января 2023 года добавить опцию — маркировку ювелирных изделий непосредственно.
На этих условиях Рабочая Группа выразила готовность поддержать проект.
Рабочая Группа исходила из того, что в текущем 2021 году должна быть подготовлена вся инфраструктура, доработано и протестировано программное обеспечение, проведена адаптация и интеграция с учетными системами участников рынка. Также участники рынка должны пройти регистрацию в системе, регистрацию именников, подключение к личным кабинетам, обучение пользованию программой. Необходимо учитывать, что 95% участников — это малый и микро- бизнес, в котором нет опытных пользователей.
В 2022 году система должна заработать в полном формате, без усложненных опций, в режиме документального прослеживания и нанесения штрих-кодов на материальные носители.
С 2023 года предлагается добавить дополнительную опцию в виде маркировки ювелирных изделий.
Ювелирные изделия занимают только 10% от общего объема рынка ДМДК. Все остальные товарные позиции не подлежат маркировке, в их отношении применяется документальное прослеживание и нанесение штрих-кодов на материальные носители (на бирки, ярлыки, на упаковку и товарно-сопроводительную документацию).
Особенность маркировки ювелирных изделий заключается в том, что под маркировкой понимается нанесение двухмерного штрих-кода непосредственно на поверхность изделия. А далее, у производителя возникает необходимость считывания этого штрих-кода с целью идентификации изделия и переноса зашифрованной информации на бирку.
Все остальные категории товаров, в том числе из драгоценных металлов и драгоценных камней, подлежат маркировке путем нанесения штрих-кодов на бирки, ярлыки, упаковку и товарно-транспортную документацию. С опытом маркировки непосредственно товара мы не знакомы.
Позиция ювелирного сообщества поддержали все общеотраслевые общественные организации:
- от Российского союза промышленников и предпринимателей — Варварин А. В.;
- от «Деловой России» — Репик А. Е.;
- от «Опоры России» — Корочкин В. Л.;
- от Торгово-Промышленной палаты РФ — Чубаров В. В.
Министерство финансов не согласилось со сроками, предложенными ювелирным сообществом. Гончаренко Ю. А. Настаивала на начале физической маркировки изделий с 01.01.2022 года. На голосование был поставлен вопрос о внесении в проект изменений в части сроков внедрения.
В итоге позиция предпринимательского сообщества была поддержана 15 голосами против двух.
Окончательное решение по срокам будет принято на следующем заседании подкомиссии, которое запланировано на 27 января 2021 года.