В собрании приняли участие руководители 23-х петербургских ювелирных предприятий, руководство Северо-Западной ювелирной торговли, представители Совета Клуба «Российская Ювелирная Торговля», а также СМИ в лице директоров журналов «Ювелирная Россия», «Русский ювелир» и руководства медиа-холдинга JUNWEX. От лица Ассоциации «Гильдия ювелиров России» с докладом о ходе диалога с властными структурами по подготовке введения новых мер контроля на рынке ДМДК выступил председатель Совета Гильдии Ф. Ф. Гумеров. Он проинформировал собравшихся о работе Гильдии в этом направлении.
В частности, совместно с Клубом «Российская Ювелирная Торговля» было получено разрешение, касающееся остатков товара в розничных магазинах: наносить УИН не на само изделие, а на бирку в течение двух лет. Однако Гильдия уверена, что процедура введения маркировки требует доработки, многие позиции достаточно «сырые», не имеют логического объяснения и не могут быть применимы на практике.
По убеждению петербургских ювелиров, новая мера не подготовлена ни с технической, ни с организационной стороны. К ней не готовы и сами пробирные инспекции, которые на сегодняшний день не обладают необходимыми штатами для подобной работы, не имеют четкого регламента процесса физического нанесения QR-кодов на изделия без ущерба их качеству. Существующее стандарты нанесения проб и именников не оставляют места для еще каких- либо меток на изделиях либо калечат украшения, приводя к их неликвидности.
Еще пример: ТПП предлагает размещать маркировку на металле, беря расходы по нанесению QR-кода на себя, но не учитывает того, что предприятиям придется закупить дорогостоящее оборудование для считывания. В стране около 4000 ювелирных предприятий, и каждый должен будет приобрести такой аппарат, а крупным компаниям потребуется даже несколько штук. В мире столько подобной техники просто не выпускают.
Более того, сжатые сроки введения новшества необоснованно увеличивают расходы бюджета на осуществление этой задачи и в значительной мере увеличивают финансовую нагрузку на бизнес, причем за функции контроля, осуществляемые самим государством.
Несуразной мера является и по своим последствиям. Не подлежащие равноценному контролю церковные изделия фактически выпадают из видимости государственных служб. И сегодня зачастую находящиеся вне зоны контроля мастера-надомники ставятся в особо привилегированное положение, так как государство подтверждает рациональность их нежелания регистрироваться в органах пробирного надзора. Ну а существующее (и никем из богатых покупателей не выполняемое) правило предъявлять паспорт при приобретении дорогих украшений полностью и окончательно выводит подобные покупки из цивилизованного рынка и превращает QR-кодирование таких изделий в нелепость. Впредь эти украшения вообще будет выгодно творить лишь в безналоговой тиши, что и потребуют сами богатые, не заинтересованные в попадании своих данных в еще одну доступную для преступников информационную базу.
«В тень», по мнению участников собрания, уйдут и маленькие предприятия, мастерские, не способные на большие затраты по закупке дорогостоящей техники для считывания кодов с изделий и ведению дополнительного учета. А число таких финансово не готовых к дополнительным затратам в случае высоких цен и отсутствующих на нашем рынке отечественных считывающих устройств, может доходить до 90% всех участников рынка.
Об этом говорил в своем выступлении от имени ритейла и С. В. Богомолов (Ювелирторг), подчеркнувший, что как только возникает контроль метки — возникают проблемы. Сегодняшний код — это зашифрованные 16 цифр, которые обладают низкой информативностью, код находится в единой базе и любой сбой программы грозит тем, что изделие продать будет невозможно. Нанесение метки носит случайный характер, она может быть поставлена в любом месте изделия. Для того, чтобы ее найти и занести в свою базу, нужно купить сканер, который выведет цифры на экран, обычный цифровой микроскоп этот код не считывает.
Для малого бизнеса в условиях падения покупательского спроса и пандемии, такие затраты нереальны. Введение УИН приведет к тому, что малые предприятия закроются или уйдут «в тень», а это почти треть ювелирной отрасли. По замыслу авторов проекта, данная мера должна защитить покупателей от контрафактной и поддельной продукции и повысить налоговые сборы, но в итоге она разорит малый бизнес, кто-то уйдет «в тень», кто-то выведет бизнес в другие страны, и государство столкнется с безработицей и недополучением налогов. Что же при таком новом контроле государству останется контролировать?
Для того, чтобы власть прислушалась к отрасли в этих вопросах, ювелирам необходимо выработать консолидированную позицию. Чиновники не знают, как и чем живет отрасль, им нужна аргументация. Ситуация усложняется тем, что власть уверена: ювелирной индустрии из бюджета возмещают НДС больше, чем она туда платит. Но проблема заключается в том, что весь учет от производства сырья до выпуска готовой продукции полностью не прослеживается. Наша отрасль перерабатывает всего 9% добываемого в стране золота, и внедрение маркировки коснется только ювелиров, а остальной объем драгоценного металла — 91% так и останется «в тени».
Присутствовавшие на собрании отметили, что, несмотря на все усилия общественности, направленные не на конфронтацию, а на конструктивный диалог с чиновниками, уже многие годы «висят в воздухе», казалось бы, простые проблемы, тормозящие развитие ювелирного рынка. Возможно, общественная терпимость и позволяет некоторым должностным лицам и целым госструктурам спокойно прозябать на своих местах, ничего не меняя в привычном бездельном существовании, высокооплачиваемом из налогов, складываемых трудом не весть как выживающей экономики.
Особым предостережением введению маркировки является и сама экономическая ситуация, связанная с падением покупательских возможностей населения, усугубленным пандемией, поскольку новая мера неминуемо приведет к повышению себестоимости продукции. Короткие сроки (два года), обозначенные для сбыта стока накопившейся продукции в торговых сетях, видимо, так же «с потолка» назначены ничего в торговле не сведущими людьми. Известно, что во всем цивилизованном мире сроки реализации ювелирных коллекций колеблются в рамках 5-10 лет! «Может, государство, глядя на эти цивилизованные страны, решило вертолетно раздать средства населению для целевой ликвидации старых ювелирных коллекций в торговых сетях?» – удивляются ювелиры.
Возможно, с обращением к уже приобретенному опыту по введению кодирования в фармацевтике и учетом общественного мнения участников ювелирного рынка государству удастся избежать очередных ошибок и, тем самым, не допустить дальнейшего снижения объемов ювелирного производства, а значит и дальнейшего сокращения рабочих мест в регионах с традиционной занятостью людей ювелирным делом. Таких регионов не много, но социальная напряженность и там не нужна.
Все обсуждавшиеся на заседании вопросы Ф. Ф. Гумеров от имени профессионального сообщества озвучит 19 ноября на встрече с представителями регуляторных структур. Кроме того, для того, чтобы опробовать процесс на практике, он предложил протестировать полный цикл маркировки на своем предприятии.
Участники заседания поблагодарили Гильдию за достигнутые успехи в работе и его Председателя ФФ Гумерова за личное общение с Петербургскими ювелирами и поддержали его мнение о том, что, Гильдия должна стать массовой организацией защищающей всех участников рынка; чем больше у нее будет голосов, тем больше с ней будут считаться. По итогам заседания было написано 14 заявлений о вступлении в Гильдию. Сбор заявок на вступление в Ассоциацию «Гильдия Ювелиров России» продолжается.