Ювелирные шедевры в чёрном цвете: необычная история английского гагата – Ломбарды.рф

Ювелирные шедевры в чёрном цвете: необычная история английского гагата

21.11.2020

Англия несмотря на всю свою богатую культуру редко становится законодательницей моды в чем-либо кроме сферы бизнеса и деловых отношений. Даже в эпоху ее наивысшего расцвета — в 18-19 века, когда влияние этой страны на мировой арене было практически безграничным, а ее колониальная империя, казалось, не имела границ, в модном мире она оставалась лишь второй. 

Единственное, где ее влияние в этой сфере оказалось первостепенным, была траурная мода — здесь, еще в первой половине 19 века, главным трэндом стал английский гагат.

Популярности этого материала способствовало сразу несколько важных факторов.

  • - во-первых, извечная потребность прекрасной половины человечества в красоте, неистребимая даже в самых печальных событиях человеческой жизни;
  • - во-вторых, крайняя ограниченность и дороговизна альтернативных украшений траурного черного цвета, в частности — темной эмали с золотом;
  • - в-третьих, популяризация на законодательном уровне. Так, когда 26 июня 1830 года скончался английский король Георг IV, лордом Чемберленом был издан декрет, которым подробно был расписан порядок ношения траура по умершему правителю, в заключении декрета было написано: «украшения должны быть из гагата».

Ожерелье из гагата, 1875 год, из экспонатов музея Виктории и Альберта


Ожерелье из гагата, 1875 год, из экспонатов музея Виктории и Альберта

Вообще гагат сложно считать полноценным драгоценным материалом, по сути — это окаменелая древесина. Из-за этого при его обработке возникали некоторые сложности — он был очень хрупким и ломким. Подобные качества существенно ограничивали дизайн и форму украшений, а в дальнейшем привели к возникновению подделок из более дешевых и податливых материалов — эбонита и черного стекла.

Одно из самых крупных месторождений гагата находилось возле города Уитби на побережье Йоркшира, что в значительной степени предопределило лидерство Англии в сфере производства подобных траурных украшений. 

В годы расцвета на производстве гагата в Уитби было занято по разным оценкам от 1500 до 2500 человек, а после всемирной Парижской выставки 1862 года, где украшения из гагата Уитби произвели настоящий фурор, это производство получило общемировое признание — изделия из английского гагата стали активно экспортироваться в Европу и Америку.


Браслет из гагата, 1870 год, из экспонатов музея Виктории и Альберта


Браслет из гагата, 1870 год, из экспонатов музея Виктории и Альберта

В самой же Англии у гагата вообще не было сколько-нибудь значительных аналогов или конкурентов. Во многом этому способствовала специфика викторианской общественной жизни тех лет. Дело в том, что после смерти в 1861 году принца Альберта, королева Виктория всю оставшуюся жизнь - без малого 40 лет, - носила по нему траур, что определило моду и образ жизни, культурные веяния и настроения английского общества.

Так, из-за того, что снедаемая горем, королева Виктория запретила в семейном кругу какие-либо изъявления радости — смех и веселье детей казались ей неуважением к памяти покойного отца, - чопорность и холодность в семейных отношениях стали неотъемлемой частью викторианского общества. А мода на сдержанность, даже некоторую сухость, в общении и поведении надолго осталась визитной карточкой английского общества, во многом благодаря творчеству Чарльза Диккенса.


Серьги из гагата, 1870 год, из экспонатов музея Виктории и Альберта


Серьги из гагата, 1870 год, из экспонатов музея Виктории и Альберта

Строгий траур королевы, сделал популярным не только сдержанную манеру поведения, но и саму смерть — красивыми и изящными почитались женщины болезненного вида, обладавшие «смертельной бледностью» и хрупкостью. Ну, и конечно, в моде были траурные цвета и траурные украшения из гагата.

Кроме того, был даже разработан целый перечень требований, которым любой представитель английского общества должен был следовать при соблюдении траура. Самые жесткие ограничения при этом накладывались на женщин.


Брошь из гагата, 1870 год, из экспонатов музея Виктории и Альберта


Брошь из гагата, 1870 год, из экспонатов музея Виктории и Альберта

Так, вдове полагалось соблюдать траур по умершему супругу в течении 2,5 лет. При этом первый год она полностью исключалась из жизни общества — чем выше был статус женщины, тем реже ей полагалось выходить в это время из дома. 

Ей нужно было носить черное платье из неблестящей ткани, отделанное крепом — твердым, колючим шелком со своеобразной гофрировкой. Количество украшений должно было быть минимальным и они также должны были быть черными и матовыми, лишенными радостного блеска, — гагат для этой цели подходил лучше всего.

По истечении первого года траура требования становились мягче: цвет платья по-прежнему оставался черным, но ткань допускалось варьировать, а крепа становилось меньше. Более того, женщине уже допускалось носить любое желаемое количество украшений из гагата.


Траурное платье, 1883 год, из экспонатов музея Метрополитен


Траурное платье, 1883 год, из экспонатов музея Метрополитен 

У мужчин все обстояло куда проще: траур по супруге они были обязаны носить всего три месяца, да и то только в форме черных повязок на рукавах и шляпах. Если же в течении этого времени мужчина женился повторно, то его новая супруга обязана была соблюдать траур по покойной предшественнице. (Согласитесь: очень «радужное» начало семейной жизни, - но, чего не сделает женщина ради замужества)

Поскольку королева Виктория отдавала явное предпочтение гагату из Уитби, все остальные англичанки стремились следовать ее примеру. Вот только хрупкость гагата значительно ограничивала дизайн ювелирных изделий, равно как и срок их существования — потому до наших дней сохранились лишь некоторые.

Но даже по ним мы можем убедится насколько простым и грубоватым был декор подобных украшений. Чаще всего их делали в форме массивных бус и ожерелий с медальонами, имитирующими античные камеи. 

Еще были такие же крупные серьги и браслеты, где камеи чаще всего соперничали с изображениями религиозной символики (например — крестами) или с растительными орнаментами. 


Серьги из гагата 1870-188ое гг.


Серьги из гагата 1870-188ое гг.

При этом каждый цветок должен был символизировать определенное отношение к умершему, по которому носился траур (например: незабудки означали вечную любовь и траур, плющ — верность, колокольчики — скорбь, а лилии были символом женского траура по невинной душе - девушке(дочери или сестре))

А еще гагат далеко не всем был по карману. Значительно дешевле стоил искусственный аналог — эбонит, своего рода пластмасса, которую получали при нагревании каучука и серы. Отличить такую подделку от природного гагата было очень сложно.

До сих пор в английских магазинах антиквариата происходят неприятные ситуации, когда кто-то пытается продать украшение своей бабушки, считая его подлинным викторианским шедевром из гагата Уитби, а на поверку оказывается, что это изделие из дешевого эбонита.

Еще одной более доступно альтернативой стало изобретение французских ювелиров — черное стекло, позволявшее значительно расширить дизайн траурных украшений. Видимо французы не смогли смириться с тем, что хоть где-то в сфере моды англичане оказались впереди. Изделия из черного стекла, хоть и были еще более хрупкими, чем украшения из гагата, тем не менее, очень быстро обогнали его по популярности и вскоре стали называться «французским гагатом».

Стекло было проще изготовить, благодаря его плавкости готовому изделию можно было придать любую форму, любой рисунок. А еще его можно было заключать в более драгоценные оправы — золото и серебро… В итоге строгая красота хрупкого гагата начала вытесняться на задворки моды куда более дешевыми и практичными материалами.

А потом пришел модерн — началось радостное торжество жизни и сказочный праздник ярких красок, необычных сказочных персонажей, сложных орнаментов и изящных украшений Рене Лалика. Казалось, суровая траурность черного гагата больше никогда не будет востребована в моде и в декоративном искусстве.

Нет, о нем конечно иногда вспоминали, но никогда он не становился настолько популярным как в годы царствования королевы Виктории. Новая жизнь требовала ярких красок, необычных форм и странных сочетаний — хрупкий гагат абсолютно не соответствовал таким потребностям…

Новое рождение.

Украшения из гагата Ж.Каллен


Украшения из гагата Ж.Каллен

Но с началом 2000-х судьба вдруг проявила благосклонность к этому ювелирному материалу. При этом, торжественное возвращение гагата в мир ювелирных украшений оказалось опять связано с Англией: именно английский дизайнер Жаклин Калленувидела и смогла показать миру в суровом матовом черном блеске гагата Уитби совершенно иную красоту, лишенную даже намека на траурность и смерть.





Серги-капли, Ж.Каллен, 2013-2014гг.


Сохранив природные дефекты гагата, посторонние включения, дополнив их вставками из матового золота и бриллиантов, она смогла наполнить его одновременно бьющей через край жизнью и мрачной притягательностью темной энергии, силой и безграничной мощью вселенной и холодным блеском далеких звезд.








Браслет, Ж.Каллен, коллекция "Атомная", 2019-2020 гг.

В ее кольцах, браслетах, колье и подвесках нашли отражения все самые масштабные явления вселенной — от рождения новых звезд и планет до извержений вулканов. В них видится роскошный и пугающий блеск звездных вихрей и глубокая непостижимая чернота бесконечной черной материи, экспрессивность, бунтарство и легкость, хрупкость, простота…







Подвеска на шелковых шнурках, Ж.Каллен, 2014 год

При взгляде на шедевры Жаклин Каллен кажется практически непостижимым, что роскошный матовый блеск гагата когда-то мог ассоциироваться с трагичностью и приземленностью человеческого траура, быть таким ограниченным по форме и дизайну и выражать лишь одно единственное чувство, один единственный символ…






Котельные кольца с черными бриллиантами, Ж.Каллен, 2014 год 


Благодаря Каллен гагат из Уитби получил непросто второе рождение и право на существование как материал для изготовления самых изысканных драгоценных изделий в декоративном искусстве.

Он стал средством выражения смелых идей и фантазий, воплощением творческого замысла, наделенным множеством значений и глубокой символикой, и при всем при этом, смог сохранить свою природную эстетику и хрупкую красоту.

Читайте также
Новости
20.11.2020
ГИИС ДМДК для ломбардов
В среду, 25 ноября 2020 года, прошло совещание в формате видеоконференцсвязи участников ломбардного рынка с руководством Федеральной пробирной палаты и сотрудниками Минфина.
Новости
20.11.2020
20 ювелирных шедевров американского модерна
Фирма Тиффани, не смотря на свое явное лидерство в мире американского декоративного искусства, отнюдь не была единственным поставщиком красоты на американском континенте. Особенно справедливо подобное утверждение применительно к самой роскошной и изысканной эпохе — эпохи блистательного модерна.
Новости
13.11.2020
Археологи нашли в Старой Рязани усадьбы двух ювелиров-шахматистов XIII века
Старорязанская экспедиции Института археологии РАН обнаружила и исследовала на территории Старой Рязани, которая была уничтожена при нашествии Батыя в XIII веке, две соседние усадьбы, принадлежавшие двум соседям-ювелирам. При раскопках были найдены инструменты их ремесла, монеты и предметы быта — в том числе шахматные фигурки из двух разных наборов, выполненных в реалистичном и абстрактном стиле, говорится в сообщении института.
Новости
13.11.2020
Древний перстень с печатью князя стал находкой смоленской археологической экспедиции
Хищный зверь подтверждал верность документов. Несмотря на почти зимнюю погоду, археологи продолжают исследования в Смоленске. На улице Соболева ученые обнаружили древний перстень с княжеской печатью. Она могла принадлежать высокопоставленному чиновнику, который работал в ювелирном квартале Смоленска.
Новости
13.11.2020
Роспотребнадзор подал в суд на амурский ювелирный магазин за продажу подделок Chanel
Амурское управление Роспотребнадзора обратилось в суд с просьбой наказать индивидуального предпринимателя, продававшего поддельную ювелирную продукцию с логотипом Chanel. Его просят привлечь к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.10 КоАП РФ «Производство в целях сбыта либо реализация товара, содержащего незаконное воспроизведение чужого товарного знака».
Новости
13.11.2020
Financial Times (Великобритания): слабый рубль повышает интерес к российским ювелирным брендам
Как Россия удовлетворяет спрос на товары категории люкс со стороны местных жителей и китайских туристов. В конце 2015 года объем люксового рынка в России значительно снизился, как и расходы российских туристов в Европе, отмечает автор. Но это дало шанс развитию местных ювелирных брендов.
Новости
13.11.2020
Мать показала кольцо, которое хочет подарить сыну, и люди не поняли. Украшение сделано из молока — но какого
Женщина решила подарить своему сыну на совершеннолетие весьма экзотический подарок — кольцо из грудного молока. Аксессуар смутил пользователей Сети, и их можно понять, ведь объяснение происхождению такого экстраординарного сувенира найти сложно. Остаётся только понять и простить.
Новости
13.11.2020
Президент Туркмении открыл в Ашхабаде золотой памятник алабаю
Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов открыл в Ашхабаде золотой памятник собаке породы алабай (среднеазиатская овчарка). Видеосъемку церемонии открытия опубликовал Telegram-канал «Пул N3».