Англия несмотря на всю свою богатую культуру редко становится законодательницей моды в чем-либо кроме сферы бизнеса и деловых отношений. Даже в эпоху ее наивысшего расцвета — в 18-19 века, когда влияние этой страны на мировой арене было практически безграничным, а ее колониальная империя, казалось, не имела границ, в модном мире она оставалась лишь второй.
Единственное, где ее влияние в этой сфере оказалось первостепенным, была траурная мода — здесь, еще в первой половине 19 века, главным трэндом стал английский гагат.
Популярности этого материала способствовало сразу несколько важных факторов.
Вообще гагат сложно считать полноценным драгоценным материалом, по сути — это окаменелая древесина. Из-за этого при его обработке возникали некоторые сложности — он был очень хрупким и ломким. Подобные качества существенно ограничивали дизайн и форму украшений, а в дальнейшем привели к возникновению подделок из более дешевых и податливых материалов — эбонита и черного стекла.
Одно из самых крупных месторождений гагата находилось возле города Уитби на побережье Йоркшира, что в значительной степени предопределило лидерство Англии в сфере производства подобных траурных украшений.
В годы расцвета на производстве гагата в Уитби было занято по разным оценкам от 1500 до 2500 человек, а после всемирной Парижской выставки 1862 года, где украшения из гагата Уитби произвели настоящий фурор, это производство получило общемировое признание — изделия из английского гагата стали активно экспортироваться в Европу и Америку.
В самой же Англии у гагата вообще не было сколько-нибудь значительных аналогов или конкурентов. Во многом этому способствовала специфика викторианской общественной жизни тех лет. Дело в том, что после смерти в 1861 году принца Альберта, королева Виктория всю оставшуюся жизнь - без малого 40 лет, - носила по нему траур, что определило моду и образ жизни, культурные веяния и настроения английского общества.
Так, из-за того, что снедаемая горем, королева Виктория запретила в семейном кругу какие-либо изъявления радости — смех и веселье детей казались ей неуважением к памяти покойного отца, - чопорность и холодность в семейных отношениях стали неотъемлемой частью викторианского общества. А мода на сдержанность, даже некоторую сухость, в общении и поведении надолго осталась визитной карточкой английского общества, во многом благодаря творчеству Чарльза Диккенса.
Строгий траур королевы, сделал популярным не только сдержанную манеру поведения, но и саму смерть — красивыми и изящными почитались женщины болезненного вида, обладавшие «смертельной бледностью» и хрупкостью. Ну, и конечно, в моде были траурные цвета и траурные украшения из гагата.
Кроме того, был даже разработан целый перечень требований, которым любой представитель английского общества должен был следовать при соблюдении траура. Самые жесткие ограничения при этом накладывались на женщин.
Так, вдове полагалось соблюдать траур по умершему супругу в течении 2,5 лет. При этом первый год она полностью исключалась из жизни общества — чем выше был статус женщины, тем реже ей полагалось выходить в это время из дома.
Ей нужно было носить черное платье из неблестящей ткани, отделанное крепом — твердым, колючим шелком со своеобразной гофрировкой. Количество украшений должно было быть минимальным и они также должны были быть черными и матовыми, лишенными радостного блеска, — гагат для этой цели подходил лучше всего.
По истечении первого года траура требования становились мягче: цвет платья по-прежнему оставался черным, но ткань допускалось варьировать, а крепа становилось меньше. Более того, женщине уже допускалось носить любое желаемое количество украшений из гагата.
У мужчин все обстояло куда проще: траур по супруге они были обязаны носить всего три месяца, да и то только в форме черных повязок на рукавах и шляпах. Если же в течении этого времени мужчина женился повторно, то его новая супруга обязана была соблюдать траур по покойной предшественнице. (Согласитесь: очень «радужное» начало семейной жизни, - но, чего не сделает женщина ради замужества)
Поскольку королева Виктория отдавала явное предпочтение гагату из Уитби, все остальные англичанки стремились следовать ее примеру. Вот только хрупкость гагата значительно ограничивала дизайн ювелирных изделий, равно как и срок их существования — потому до наших дней сохранились лишь некоторые.
Но даже по ним мы можем убедится насколько простым и грубоватым был декор подобных украшений. Чаще всего их делали в форме массивных бус и ожерелий с медальонами, имитирующими античные камеи.
Еще были такие же крупные серьги и браслеты, где камеи чаще всего соперничали с изображениями религиозной символики (например — крестами) или с растительными орнаментами.
При этом каждый цветок должен был символизировать определенное отношение к умершему, по которому носился траур (например: незабудки означали вечную любовь и траур, плющ — верность, колокольчики — скорбь, а лилии были символом женского траура по невинной душе - девушке(дочери или сестре))
А еще гагат далеко не всем был по карману. Значительно дешевле стоил искусственный аналог — эбонит, своего рода пластмасса, которую получали при нагревании каучука и серы. Отличить такую подделку от природного гагата было очень сложно.
До сих пор в английских магазинах антиквариата происходят неприятные ситуации, когда кто-то пытается продать украшение своей бабушки, считая его подлинным викторианским шедевром из гагата Уитби, а на поверку оказывается, что это изделие из дешевого эбонита.
Еще одной более доступно альтернативой стало изобретение французских ювелиров — черное стекло, позволявшее значительно расширить дизайн траурных украшений. Видимо французы не смогли смириться с тем, что хоть где-то в сфере моды англичане оказались впереди. Изделия из черного стекла, хоть и были еще более хрупкими, чем украшения из гагата, тем не менее, очень быстро обогнали его по популярности и вскоре стали называться «французским гагатом».
Стекло было проще изготовить, благодаря его плавкости готовому изделию можно было придать любую форму, любой рисунок. А еще его можно было заключать в более драгоценные оправы — золото и серебро… В итоге строгая красота хрупкого гагата начала вытесняться на задворки моды куда более дешевыми и практичными материалами.
А потом пришел модерн — началось радостное торжество жизни и сказочный праздник ярких красок, необычных сказочных персонажей, сложных орнаментов и изящных украшений Рене Лалика. Казалось, суровая траурность черного гагата больше никогда не будет востребована в моде и в декоративном искусстве.
Нет, о нем конечно иногда вспоминали, но никогда он не становился настолько популярным как в годы царствования королевы Виктории. Новая жизнь требовала ярких красок, необычных форм и странных сочетаний — хрупкий гагат абсолютно не соответствовал таким потребностям…
Но с началом 2000-х судьба вдруг проявила благосклонность к этому ювелирному материалу. При этом, торжественное возвращение гагата в мир ювелирных украшений оказалось опять связано с Англией: именно английский дизайнер Жаклин Калленувидела и смогла показать миру в суровом матовом черном блеске гагата Уитби совершенно иную красоту, лишенную даже намека на траурность и смерть.
Сохранив природные дефекты гагата, посторонние включения, дополнив их вставками из матового золота и бриллиантов, она смогла наполнить его одновременно бьющей через край жизнью и мрачной притягательностью темной энергии, силой и безграничной мощью вселенной и холодным блеском далеких звезд.
В ее кольцах, браслетах, колье и подвесках нашли отражения все самые масштабные явления вселенной — от рождения новых звезд и планет до извержений вулканов. В них видится роскошный и пугающий блеск звездных вихрей и глубокая непостижимая чернота бесконечной черной материи, экспрессивность, бунтарство и легкость, хрупкость, простота…
При взгляде на шедевры Жаклин Каллен кажется практически непостижимым, что роскошный матовый блеск гагата когда-то мог ассоциироваться с трагичностью и приземленностью человеческого траура, быть таким ограниченным по форме и дизайну и выражать лишь одно единственное чувство, один единственный символ…
Благодаря Каллен гагат из Уитби получил непросто второе рождение и право на существование как материал для изготовления самых изысканных драгоценных изделий в декоративном искусстве.
Он стал средством выражения смелых идей и фантазий, воплощением творческого замысла, наделенным множеством значений и глубокой символикой, и при всем при этом, смог сохранить свою природную эстетику и хрупкую красоту.