В России наблюдается ажиотажный спрос на ювелирный туризм
Развитие направлений внутреннего туризма в России спровоцировало спрос на совершенно новую услугу для этой отрасли — путешествия к месторождениям минералов и драгоценных металлов, на прииски и в «сокровищницы» при добывающих компаниях и заводах, выпускающих ювелирные изделия. Описание проекта и конкретных «ювелирных» маршрутов были представлены на крауд-платформе idea.asi.ru в рамках подготовки к форуму «Сильные идеи для нового времени», который Агентство стратегических инициатив и Фонд Росконгресс проведут в Сочи 11-12 ноября.
Как показывает официальная статистика Федерального агентства по туризму, спрос на туры к популярным ранее местам отдыха и традиционные экскурсионные маршруты стабильно замедляется в последние годы. В 2018 году объем платных туристских услуг в денежном выражении уступил показателям предыдущих трех лет: только 150,3 млрд рублей против 158,3 млрд в 2015-м, 161,3 млрд — в 2016-м, 166, 5 млрд — в 2017 г.г. Одной из причин снижения спроса на внутренний туризм эксперты рынка называют «шаблонность» туристского продукта.
Однако программы развития внутренних путешествий по России положили начало новому тренду: среди россиян наблюдается ажиотаж на «ювелирный» туризм. И речь идет не о шопинг-турах: ювелирный туризм — это путешествия на месторождения минералов и драгоценных металлов, в места производства и продажи ювелирных изделий, в учреждения сбора и хранилища предметов ювелирного искусства, на отраслевые конгрессы и выставки.
После снятия режима самоизоляции, например, в турагентствах спросом пользовались путешествия в Калининград к традиционным местам сбора янтаря, в Вологодскую область — для знакомства с уникальной техникой чернения серебра. Кроме того, россияне посещали фабрики Свердловской области, работающие с уральскими самоцветами, красноярские предприятия по золотодобыче и, конечно, республику Саха, прославившую себя во всем мире благодаря чистейшим якутским бриллиантам.
Отдельным направлением сегодня успешно продается маршрут «Золотой квадрат Санкт-Петербурга», идущий «по следам истории» всемирно известного дома ювелира Карла Фаберже — поставщика царского двора и императорской семьи. Тур включает визит на петроградскую сторону «северной столицы» в район, где ранее размещались эмальерные мастерские братьев-ювелиров Петровых; экскурсию по Большой морской улице к бывшему дому Карла Фаберже и в музей мастера на набережной реки Фонтанки, а также участие в мастер-классе по инкрустации пасхального яйца в стиле Фаберже.
Авторы проекта предлагают создать единую цифровую платформу для взаимодействия всех потенциальных игроков новой туристической ниши и путешественников. Платформа будет включать в себя туристский маркетплейс по продаже «ювелирных» туров с системой отзывов и рейтингами, ювелирный маршрутизатор — интерактивную карту России с интересными фактами о «ювелирных» регионах и биржу деловых контактов, через которую потенциальные партнеры смогут назначать встречи и заключать предварительные договоренности в рамках выставок.
«Потенциальные путешественники становятся менее восприимчивым к традиционным предложениям, потому что хотят вместо ординарного массового продукта более персонализированные туры, в которых они смогут получить новые эмоции, впечатления, эстетическое удовлетворение и одновременно узнать что-то новое, получить полезный навык. В „ювелирных“ турах, например, можно научиться определять виды и ценность природных камней, металлов, увидеть, как добываемое в шахтах и карьерах сырье после процесса обработки и огранки становится ювелирными брендами, — отметила Татьяна Будная, представитель отраслевого холдинга Junwex, который развивает направление ювелирного туризма в России. — Человеку недостаточно уже просто купить понравившееся украшение, он ждет увлекательной истории, связанной с ним. При этом ювелирный туризм создает базу для развития премиального сегмента индустрии путешествий».
Новая туристическая ниша способствует объединению игроков рынка из смежных сфер, стимулируя межотраслевую кооперацию и создание совместных предприятий. К традиционным предприятиям сферы гостеприимства присоединяются компании ювелирной сферы: ювелирные мастерские, дизайнеры, производители ювелирных изделий и даже места добычи природных ископаемых.