УТВЕРЖДЕНА
Решением Евразийского
межправительственного совета
от 20 г. №
КОНЦЕПЦИЯ
создания Евразийского ювелирного экспортного бюро
I. Общие положения
Настоящая Концепция разработана в целях реализации пункта 1 плана мероприятий по продвижению ювелирной продукции
государств – членов Евразийского экономического союза на рынки третьих стран, утвержденного распоряжением Евразийского межправительственного совета от 25 октября 2019 г. № 17.
Правовой основой создания Евразийского ювелирного экспортного бюро (далее – Бюро) является Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
Для целей реализации настоящей Концепции могут быть заключены меморандумы.
II. Обоснование целесообразности создания Бюро
В 2014 году совокупный объем ювелирного производства государств – членов Евразийского экономического союза (далее – государства-члены) составлял порядка 1 млрд долларов США. С 2014 по 2020 год в условиях снижения платежеспособного спроса объем производства сократился почти в 2 раза, объем экспорта – в 5 раз, доля затрат населения на приобретение ювелирных изделий сократилась на треть.
Как следствие, происходит снижение налоговых поступлений предприятий отрасли, а также сокращение рабочих мест, что особенно чувствительно для государств-членов, где ювелирная промышленность занимает значимое место в экономике.
Ситуация усугубилась в I квартале 2020 г. в связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-19. Это коснулось как внутренних, так и мировых рынков.
По оценкам Всемирного золотого совета, в 2020 году в мире ожидается сокращение спроса на ювелирные изделия на 39 процентов.
Если раньше мировой объем рынка ювелирных изделий был достаточно стабильным и по ситуации на конец 2019 года оценивался на уровне более 200 млрд долларов США, то теперь с большой вероятностью можно предположить, что серьезная рецессия мировой экономики вызовет неизбежный спад спроса на ювелирные изделия,
в том числе в тех странах, которые составляли значительную долю
в структуре мирового потребления, – Китае, США, ОАЭ, странах Европейского союза.
Тем не менее необходимость создания Бюро сохраняется, поскольку в перспективе ситуация на рынке ювелирных изделий выровняется, спрос восстановится и вопрос развития экспорта снова станет актуальным.
На начало 2020 года совокупный объем экспорта ювелирной продукции государств-членов на мировом рынке составлял порядка
180 млн долларов США.
Между тем государства-члены имеют в ювелирной отрасли достаточно высокий экспортный потенциал. Предприятия отрасли конкурентоспособны по ассортименту и качеству продукции в сравнении как с азиатскими, так и с европейскими ювелирными производителями. На производствах государств-членов используются передовые технологии и новейшее оборудование (3D-принтеры, современные цепевязальные автоматы и др.). Дизайнеры ювелирных изделий государств-членов ежегодно занимают призовые места на престижных ювелирных конкурсах.
Реализация экспортно ориентированных инициатив бизнеса позволит сформировать устойчивый спрос на ювелирную продукцию государств-членов, осуществить загрузку производственных мощностей и повысить спрос на квалифицированные кадры.
Координация реализации таких инициатив является основной функцией Бюро.
III. Цели и задачи Бюро
Основными целями деятельности Бюро являются:
расширение каналов сбыта ювелирной продукции государств-членов на рынках третьих стран;
обеспечение конкурентоспособности производителей и продавцов ювелирной продукции государств-членов на мировом рынке.
Основными задачами деятельности Бюро являются:
подготовка кадров в сферах производства ювелирной продукции и продвижения ювелирной продукции на рынки третьих стран;
оказание содействия производителям и продавцам ювелирной продукции государств-членов во взаимодействии с государственными органами государств-членов и международными организациями путем участия в консультативных органах и отраслевых рабочих группах;
урегулирование конфликтов внутри профессионального сообщества;
продвижение на мировом рынке ювелирной продукции под евразийским ювелирным брендом;
подготовка экспертных предложений по формированию наиболее выгодных экспортных режимов при подготовке соглашений о создании зон свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и третьими странами с точки зрения продвижения ювелирной продукции;
информационное и консультационное сопровождение производителей и продавцов ювелирной продукции (в том числе субъектов малого и среднего бизнеса) государств-членов при продвижении ювелирной продукции на новые рынки сбыта, а также определение приоритетных стран для развития торгового сотрудничества;
формирование положительного имиджа производителей и продавцов ювелирной продукции государств-членов на мировом рынке;
поиск потенциальных потребителей ювелирной продукции государств-членов и заключение с ними контрактов;
разработка совместно с финансовыми институтами программ кредитования производителей ювелирной продукции государств-членов;
поиск инвесторов для производителей ювелирной продукции государств-членов;
создание логистической цепи и цепи дистрибуции ювелирной продукции на рынках третьих стран;
реализация иных согласованных с государствами-членами задач, направленных на развитие ювелирной промышленности и продвижение ювелирной продукции государств-членов на рынки третьих стран.
Для реализации указанных задач Бюро использует следующие механизмы:
разработка и принятие на добровольной основе стандартов производства и качества продукции и контроль их соблюдения для продвижения ювелирной продукции на мировом рынке под евразийским ювелирным брендом;
исследование мировых тенденций, изменений внешней и внутренней рыночной конъюнктуры, проведение маркетинговых исследований и публикация их результатов;
разработка стратегии, политики и бизнес-плана Бюро по выходу на привлекательные рынки сбыта;
мониторинг законодательства государств, являющихся целевыми рынками сбыта, и предоставление информации членам Бюро о возможностях ведения в этих государствах предпринимательской деятельности;
участие представителей Бюро в совместных исследовательских группах по изучению вопросов о целесообразности заключения соглашений о зонах свободной торговли между государствами-членами и третьими странами;
подготовка предложений о реализации ювелирной продукции с использованием совместной торговой инфраструктуры государств-членов (Евразийский алмазный центр во Владивостоке, Международный финансовый центр «Астана» и др.);
содействие в создании совместных дилерских и сервисных сетей, торговых домов и консорциумов;
содействие в регистрации и продвижении ювелирной продукции на зарубежных электронных торговых площадках (продвижение
интернет-торговли путем заключения соглашений и подписания меморандумов между Бюро и такими площадками, как «Амазон» (США), «Алиэкспресс» (Китай) и др.);
координация выставочно-ярмарочной и экспозиционной деятельности за рубежом;
организация конференций и проведение семинаров и встреч с представителями мирового профессионального сообщества в целях выявления новых направлений разработки дизайна и технологий,
а также в целях создания площадки для обмена информацией между участниками предпринимательской деятельности в сфере производства ювелирной продукции и торговли ею;
содействие в использовании наиболее перспективных инструментов стимулирования экспорта (субсидирования, маркетинговой поддержки, эффективной рекламы и др.);
содействие в получении при экспорте ювелирной продукции государств-членов иностранных сертификатов;
взаимодействие с уполномоченными органами государств-членов, а также Евразийской экономической комиссией (далее – Комиссия)
по вопросам ведения предпринимательской деятельности в сфере производства ювелирной продукции и торговли ею, участие в разработке меморандумов о сотрудничестве в выставочно-ярмарочной
и экспозиционной сфере, в том числе выработка предложений по гармонизации и совершенствованию нормативных правовых актов государств-членов в сфере оборота драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них;
проведение консультаций с крупнейшими производителями драгоценных металлов и драгоценных камней по вопросам организации поставок сырья и заключения долгосрочных контрактов;
разработка и внедрение системы менеджмента качества для предприятий отрасли, способствующей повышению доверия к производителям и продавцам ювелирной продукции государств-членов;
формирование электронного каталога ювелирной продукции для евразийского ювелирного бренда;
арбитраж по вопросам возмещения ущерба и обеспечение взаимодействия зарубежных покупателей и продавцов, являющихся членами Бюро, в случае возникновения претензий к продукции сертифицированных членов Бюро.
По предложению Бюро государства-члены совместно с Комиссией формируют перечень выставочно-ярмарочных мероприятий на перспективных зарубежных рынках, в отношении которых члены Бюро смогут получить от своего государства-члена субсидии на возмещение затрат (части затрат) на участие в совместных стендах,
экспозициях и др. Бюро осуществляет координацию таких мероприятий.
В целях обеспечения эффективности деятельности Бюро по решению государств-членов могут корректироваться задачи Бюро, применяться механизмы государственной поддержки.
IV. Система добровольной сертификации Бюро
В целях повышения качества ювелирной продукции, экспортируемой на рынки третьих стран, Бюро создается система добровольной сертификации.
Система добровольной сертификации открыта для участия всех производителей ювелирных изделий государств-членов.
Система добровольной сертификации может включать в себя механизмы оценки соответствия ювелирных изделий национальным
и зарубежным стандартам качества и производства ювелирной продукции.
Получение сертификата соответствия в рамках системы добровольной сертификации предусматривает получение сертифицированной организацией права использования специального знака качества (евразийского ювелирного бренда) и включение организации в соответствующий перечень.
Оценка соответствия членов Бюро стандартам и требованиям Бюро проводится в соответствии с внутренними документами, утверждаемыми высшим органом Бюро.
V. Организационно-правовая форма Бюро
Бюро является некоммерческой организацией, основанной на добровольном членстве и создаваемой в виде юридического лица в порядке, предусмотренном законодательством государства-члена, на территории которого оно зарегистрировано.
Местонахождение, структура и штатная численность органов управления Бюро закрепляются учредительными документами.
Бюро открыто для вступления в него новых членов. Членами Бюро могут быть зарегистрированные на территориях государств-членов юридические лица, а также физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющие свою деятельность в сфере ювелирного производства и продвигающие на рынки третьих стран продукцию, произведенную в государствах-членах.
Члены Бюро осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством государств-членов.
Высшим органом Бюро является общее собрание членов.
Общее собрание членов проводится не реже 2 раз в год.
Руководство исполнительным органом, определенным
в соответствии с учредительными документами, осуществляется
на ротационной основе в порядке русского алфавита по наименованию государства-члена (ротация каждые 2 года без права продления).
В состав органов управления может входить наблюдательный совет, членами которого могут быть представители Комиссии
и уполномоченных органов государств-членов.
Бюро взаимодействует с Комиссией в рамках Консультативного комитета по промышленности.
VI. Финансирование Бюро
Уставный (первоначальный) капитал Бюро формируется за счет имущественных взносов членов Бюро.
Размер уставного (первоначального) капитала Бюро определяется в соответствии с законодательством государства-члена, на территории которого зарегистрировано Бюро.
Бюджет Бюро формируется за счет членских взносов, уплачиваемых членами Бюро ежегодно.
Бюджет, суммы членских взносов и порядок их уплаты определяются внутренними документами Бюро.
В целях выполнения стоящих перед Бюро задач по поддержке экспорта ювелирной продукции государств-членов может быть привлечено финансирование из:
собственных средств членов Бюро;
средств инвесторов, фондов, многосторонних финансовых организаций, общественных и иных заинтересованных организаций, привлекаемых членами Бюро в установленном законодательством государств-членов порядке и в соответствии с внутренней финансовой политикой указанных инвесторов и организаций;
средств соответствующих государственных программ, инструментов государственной поддержки в соответствии с законодательством государств-членов;
средств международных финансовых организаций в соответствии с их внутренней финансовой политикой (в части полного или частичного финансирования совместных проектов);
доходов Бюро, полученных от оказания информационно-консультационных услуг.
VII. Ожидаемые результаты деятельности Бюро
Показателями эффективности деятельности Бюро должны стать следующие результаты:
увеличение объемов экспорта ювелирной продукции государств-членов на рынки третьих стран;
повышение уровня загрузки имеющихся и создаваемых производственных мощностей ювелирной отрасли государств-членов;
рост объема инвестиций в ювелирную отрасль государств-членов и повышение затрат на технологические инновации;
рост представленности производителей ювелирной продукции государств-членов на международных выставочно-ярмарочных мероприятиях;
улучшение репутации производителей ювелирной продукции государств-членов и рост доверия к ювелирным брендам государств-членов.