Мы часто полагаем, что роботы – это достижение нашей эры – эры высоких технологий, однако мало кто знает, что в далеком прошлом изготавливали удивительные механические игрушки и машины. Невероятный робот в виде гусеницы, проданный с аукциона в 2010 году, является доказательством того, что находчивые изобретатели 19-го столетия создавали свои собственные игрушки-роботы, которые поражают публику даже сегодня.
Эта оригинальная гусеница создана из золота высокой пробы и украшена драгоценными камнями. Это дает понять, что наши предки создавали эти изделия скорее с эстетической точки зрения, чем с функциональной.
Трудно поверить, но этого невероятного механического робота еще до наступления эры электричества создали в начале позапрошлого века. Автором его является швейцарский часовой мастер Генри Мейлларде, который собирался продать его богатым китайским аристократам.
Робот получил название "Эфиопская гусеница", когда Мейлларде и его партнер, легендарный часовой мастер Жак Дроз организовали выставку, чтобы продемонстрировать свою коллекцию миниатюрных ювелирных игрушек в Лондоне. Эта коллекция немало удивила публику.
В настоящее время известно только о шести роботах, созданных Мейлларде, 5 из которых находятся в коллекциях драгоценностей в Европе, один из них в музее Патека-Филиппа, а еще два в Сандозе.
О Генри Мейлларде известно не так много. Он родился в 1745 году в Швейцарии и был мастером в области часового искусства в Лондоне, изготавливал часы и другие механизмы, включая различных роботов. Среди них были особенные роботы – автоматоны, механические машины-игрушки, которые умели писать на французском и английском языках.
Движения автоматонов, которые умели также рисовать изображения, были основаны на принципах классической механики. Когда одного такого робота представили в Институте Франклина в Филадельфии в 1928 году, никто точно не знал, откуда он и кто его автор. Однако когда автоматон был запущен, он сам "сообщил", кто его создал, написав имя Мейлларде.
Эфиопская гусеница была продана какому-то азиатскому богачу на аукционе в Женеве в 2010 году за 415 тысяч долларов. Она состоит из 11 соединенных вместе сегментов, которые разделены кольцами из жемчужин. Изделие также покрыто прозрачной красной эмалью и украшено драгоценными камнями в золотой оправе, среди которых рубины, бирюза, бриллианты и изумруды. Нижняя часть игрушки покрыта черной эмалью и позолотой.
Если запустить гусеницу, она начинает вполне реалистично перемещаться по плоской поверхности, двигая задней и передней частью вверх и вниз, симулируя движения живой гусеницы с помощью позолоченных колесиков шестеренок.
Желание оживить неодушевленные формы жизни преследовала людей еще в глубокой древности. Ремесленники Древнего Египта, Греции и Рима пытались сделать живыми деревянные статуи, используя скрытые рычаги.
Фонтан в виде павлина-робота. Изображение 13-го века восточного изобретателя аль-Джазари
В 16-м столетии в Европе появились механические часы с двигающимися фигурками, которые оживали каждый час. В 1509 году Леонардо да Винчи создал механического льва, который прошел по залу и положил цветок ириса к ногам короля Франции Людовика XII. Благодаря сохранившимся эскизам и описаниям очевидцев в наши дни удалось воссоздать это чудо техники:
Лев да Винчи, воссозданный в наши дни французским музеем
Автоматы или автоматоны стали появляться в 17-18 веках и изготавливались для королевских особ часовыми мастерами. Куклы выполняли разные "запрограммированные" действия: играли на музыкальных инструментах, рисовали, писали фразы на разных языках.
Автоматон "Пишущий мальчик" Жака Дроза 1774 года дошел до наших дней:
Автоматоны по сути были простейшими компьютерами, которых программировали для выполнения задач.
Известнейший ювелир Карл Фаберже (1846-1920) создавал, помимо украшений, механические игрушки – яйца с сюрпризами, которые королевские особы дарили своим родственникам на праздники.
На изготовление каждого яйца могло уходить более года, хотя Фаберже обычно не работал в одиночестве
Один из очень интересных примеров механических игрушек 18-го века – игрушка Тигр Типу, созданная для правителя княжества Майсур (Индия) Типу Султана. Игрушка изображает тигра, который нападает на британского солдата и демонстрирует ненависть индусов к врагу. В 1799 году Британцы обнаружили игрушку во дворце и увезли с собой в Лондон, где она находится по сей день. В теле тигра спрятан небольшой орган с 18 клавишами, а рука солдата может двигаться.
Может показаться, что это небольшая настольная игрушка, но на самом деле она выполнена практически в натуральную величину