Любая общественная или экономическая формация устойчива и успешна, если соблюдается баланс интересов ее участников. В России в сфере драгоценных металлов и драгоценных камней исторически сложилось, что de facto основными игроками на рынке являются:
Банки и прочие игроки в контексте нашего разговора не существенны.
Как мы понимаем, определяющими государственную политику в сфере ДМДК, а, значит, и определяющими регуляторную среду в отрасли, являются Минфин и силовики. Плохо это или хорошо, что силовики являются у нас фактическими участниками формирования отраслевого законодательства, вопрос дискуссионный. Но это данность. Важно тут другое, что в интересах силовиков в принципе не может быть задач развития отрасли. Их задачи – борьба с преступлениями и правонарушениями, профилактика. В данном случае – в сфере ДМДК. Изобилие профильных статей УК и КоАП РФ предоставляет силовым структурам широкое поле для деятельности и выражения в этом направлении своих интересов. В том числе через ввод в отраслевое законодательство все большего и большего числа запретительных мер и усиления наказания. И международное право в лице ФАТФ, к сожалению, «притягивает» силовиков к ДМДК.
А вот с Минфином сложнее… Глупо обвинять Минфин в стремлении как можно сильнее контролировать сферу ДМДК. Усиление контроля в своей сфере – этот естественная потребность любого регулятора. Если, конечно, перед этим регулятором стоит задача прежде всего контроля в отрасли, а не её развития. А какие задачи стоят перед Минфином в сфере ДМДК в контексте отраслевого закона? Смотрим, они изложены в статье 10 Федерального закона 41-ФЗ: «Государственное регулирование … осуществляется в целях проведения государственной политики, направленной на стимулирование добычи и производства драгоценных металлов и драгоценных камней, развития рынка этих ценностей …» путем «лицензирования», «установления требований к учету, хранению, перевозке драгоценных металлов и драгоценных камней и отчетности о них, а также к порядку осуществления операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями», «нормативно-правовой регламентации», «государственного контроля (надзора)», «установления порядка» и так далее.
И где же здесь инструменты «стимулирования» и «развития»?
Вот и не стоит обвинять Минфин в избыточном регулировании. Это бизнесу регулирование кажется избыточным, а Минфину — недостаточным. Просто для здорового состояния любого рынка, в том числе и ДМДК, необходим баланс интересов, баланс сил. С одной стороны — для защиты интересов регулятора, а с другой — для защиты интересов бизнеса. Как на суде, адвокаты есть и со стороны обвинения, и со стороны защиты.
Когда в прошлом году был запущен механизм «регуляторной гильотины», у бизнеса появилась уникальная в истории России возможность защищать свои интересы в установленном государством порядке. Да ещё и в юридически значимой форме! Заметим, интересы бизнеса – это и интересы развития экономики, которые государству не чужды!
Что же имеем сегодня? Опять же, без обвинений Минфина, он поступает согласно своим «природным» интересам все регулировать. И чем сильнее, тем лучше. Имеем мы обращение Минфина в Правительство РФ с просьбой вывести федеральный государственный пробирный надзор и госконтроль при ввозе-вывозе ДМДК из-под действия «регуляторной гильотины». Иными словами, предлагает распустить «рабочую группу» в сфере ДМДК, отстаивающую интересы бизнеса.
Оставим сомнительную аргументацию на совести исполнителей письма, но заметим, что пассажи в отношении деятельности «рабочей группы» типа «приведет к пробелам в отраслевом законодательстве, а также к ослаблению государственного контроля (надзора) в указанной сфере» выглядят как-то чужеродно для этого сугубо мирного ведомства.
Вопрос сохранения «регуляторной гильотины» в сфере ДМДК в ближайшее время будет решать Правительство РФ. Что ж, остается надеяться на сохранение позитивного курса, изложенного в Поручении Президента РФ №ПР-294 от 26 февраля 2019 г., в котором прописано «введение в действие новых норм, содержащих актуализированные требования, разработанных с учётом рискориентированного подхода и современного уровня технологического развития в соответствующих сферах».
Сегодня рабочая группа ДМДК «регуляторной гильотины» — единственный полностью легитимный и юридически значимый инструмент создания правового паритета в области формирования нормативно-правовой базы сферы ДМДК. Не станет «рабочей группы» ДМДК – только недавно созданный баланс сторон будет разрушен. Юридически значимого инструмента у бизнеса в сфере ДМДК не останется. И никакие «карманные» советы при госструктурах со своим всего лишь совещательным голосом этот орган не заменят. А проиграет, прежде всего, экономика России. В той ее части, которая называется «сфера ДМДК».