Хотя отслеживание тенденций в алмазной отрасли может и не являться делом первой необходимости в кризисный период, однако в перспективе это все же важная задача для любого опытного потребителя или отраслевого игрока. Если вы хотите заключить выгодную сделку, покупая в следующий раз бриллиант, вам необходимо идти в ногу с тенденциями в алмазной отрасли.
Основная тенденция алмазной отрасли 2020 года, о которой нужно знать — лабораторные бриллианты.
С середины прошлого века учёные пытались синтезировать лабораторные бриллианты, но только в наши дни технологии позволили сделать такие производства по-настоящему глобальными.
В настоящее время существуют две основные промышленные технологии синтеза лабораторно-выращенных бриллиантов — HPHT (high pressure high temperature — высокое давление, высокая температура; синтез в прессах высокого давления) и CVD (chemical vapor deposition — химическое осаждение из газовой фазы; синтез в газохимических реакторах при пониженном давлении). Данные технологии создают новые возможности для существующей ювелирной отрасли.
Выращенные в лаборатории бриллианты — это настоящие бриллианты, не имитация, в отличии от кубического циркония, муассанита или других неуглеродистых синтетических материалов. Лабораторные бриллианты имеют такую же твердость, блеск и прозрачность, как и природные камни. Они проходят огранку и полировку с помощью одного и того оборудования и методов, что и алмазы из Земли, используют существующую систему оценки бриллиантов в лабораториях по системе 4 С (color, clarity, cut, carat) При этом стоят лабораторные бриллианты в среднем на 30% дешевле бриллиантов из Земли.
Отличить драгоценности с лабораторным бриллиантом от изделий с бриллиантом из Земли «на глаз» без специального оборудования невозможно. Много лет этим пользовались недобросовестные ритейлеры — некоторые магазины «подмешивали» лабораторные бриллианты к природным партиям.
Но сегодня lab grown diamonds — отдельный, многомиллиардный рынок со своим собственным потребителем, на котором вовсю конкурируют стартапы Долины такие как Diamond Foundry, Ada diamond и другие.
В 1947 крупнейший алмазодобытчик De Beers запустил рекламу со слоганом «Бриллианты — это навсегда!». Реклама произвела невероятный эффект — в умах мужчин и женщин эти драгоценные камни закрепились как главный символ роскоши и вечных чувств.
После появления выращенных в лаборатории бриллиантов первой реакцией традиционного ювелирного рынка стало отрицание. В ответ участники консервативного рынка развернули «чёрные» маркетинговые кампании. Тем не менее предотвратить неизбежные изменения в отрасли не удалось.
В 2018 году Федеральная торговая комиссия США наконец-то признала lab grown diamond, внесла изменение в определение бриллиант, убрав из формулировки слово «натуральный». Грань между природными и лабораторными камнями стала стираться — уже в том же году кольцо с лабораторным бриллиантом ушло с аукциона Sotheby's за $461 тысячу.
История лабораторных алмазов похожа на историю жемчужной империи Mikimoto. Кокити Микимото приложил невероятные усилия, чтобы культивированный жемчуг приобрёл огромную популярность во всём мире. Например, в конце 19 века создал жемчужную ферму на необитаемом острове, который после этого назвали «Остров большой выгоды».
Выращенные в лаборатории алмазы тоже признавали не сразу, однако за последние годы они не только выросли в популярности, но и окончательно изменили отрасль. Как и 80 лет назад, люди любят дарить и получать ювелирные изделия с бриллиантами. Бриллианты нового поколения предлагают экологичность и доступность в цене, которую ищут большинство потребителей. Самым востребованным рынком выращенных бриллиантов на данный момент является Америка. 70% миллениалов и людей поколения Z рассматривают возможность купить выращенный в лаборатории бриллиант вместо природного. Последние модные тренды рекомендуют носить бриллианты с повседневной одеждой.
Lab grown diamond уже продают онлайн: это позволяет избежать мелкого мошенничества в ритейле, а молодой потребитель может совершать покупки через привычные для него инструменты.
Сегодня крупнейшая ювелирная компания США, Signet Jewelers, занимается лабораторными алмазами: продукция представлена брендами Jared, Zales, James Allen и Kay. Ещё один заметный игрок в США c 210 магазинами — Helzberg Diamonds — тоже продаёт lab grown diamonds. Австралийский бренд Michael Hill также представил выращенные в лаборатории ювелирные изделия с бриллиантами, перечислять можно долго, рынок лабораторных бриллиантов в рознице неизбежно растет. Лабораторные бриллианты в своих коллекциях использовали многие мировые дизайнеры: Delfina Delettrez, Stella McCartney, Sophie Bille Brahe, Ana Khouri и многие другие.
Вот несколько зарубежных интернет-магазинов, где можно приобрести лабораторные бриллианты
1. Brilliant Earth
Компания из США со штаб-квартирой в Сан-Франциско. Основана в 2005 году. Один из самых известных игроков на рынке этичных украшений.
https://www.brilliantearth.com
2. Clean Origin
Интернет-магазин из Стэмфорда. Много удобных фильтров. https://www.cleanorigin.com/diamonds/
3. Numined diamonds
Интернет-магазин из Чикаго. Удобный сайт с большим выбором лабораторных бриллиантов.
https://www.numineddiamonds.com/
Все топ-производители lab grown diamond поддерживают стратегию полной прозрачности в работе на рынке. Многие камни получают специальные имена, а в рекламных слоганах лабораторные бриллианты принципиально не смешивают с природными. Часто камни из лабораторий гравируют специальной отметкой-тавро, сообщающей о чистом провенансе.
Один из самых крупных игроков рынка — питерская компания New Diamond Technology. Она появилась ещё до того, как на рынок «зашли» стартапы из Долины. CEO компании Николай Хихинашвили поднял $60 млн инвестиций. New Diamond Technology считается производителем самых крупных лабораторных бриллиантов в мире.