28 января в московском Центральном Манеже откроется (и продлится до 25 марта) выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство», посвященная творчеству знаменитого сюрреалиста. Организаторы (фонд «Связь Времен» и Музей Фаберже в партнерстве с фондом «Гала-Сальвадор Дали» в Фигерасе и мадридским Национальным музеем «Центр искусств королевы Софии») собрали для своего масштабного проекта более 180 произведений испанского художника. При выставке традиционно будет работать музейный сувенирный магазин, для которого подготовили свои работы художники, дизайнеры, и в том числе — ювелиры. Работы вдохновлены стилем, творчеством и духом эпохи Сальвадора Дали.
Специально для читателей Ювелирума петербургский дизайнер современных украшений Тина Хмельницкая @tinakhmelnitskaya представила свою тематическую коллекцию-оммаж Сальвадору Дали «Дон Сальвадор, на сцену! Дон Сальвадор всегда на сцене», а заодно провела интересную виртуальную экскурсию по ключевым этапам творчества экстравагантно-неповторимого автора. Эти работы Тины также можно будет увидеть в музейном салоне при выставке.
Серия в честь Дали — это художественные цитаты-эмоции. Их идеи возникали по мере прочтения строк дневников, писем, произведений Сальватора Дали, которые мне встречались, и украшений великого сюрреалиста в сказочном доме с башней Галатеей.
Сюрреализм не просто направление в искусстве с задекларированными принципами. Это способ мышления и бытия вообще — так считал Сальвадор Дали, гений сюрреализма. Его стремление разрушить любые стереотипы затронули и мир дизайнерских украшений. «Идеальная вещь для меня та, которая абсолютно не для чего не пригодна. Этим предметом нельзя писать, им не удалишь лишние волосы и не сможешь позвонить. Этот предмет нельзя разместить на шедевре или поставить на комод Людовика 14. Эту вещь нужно просто носить, и это — ювелирное украшение», писал Сальвадор.
Украшения из моей серии «Дон Сальвадор, на сцену! Дон Сальвадор всегда на сцене!» тоже достаточно, конечно же, «просто носить». Ну а если вам интересно копнуть немного глубже тему концепций дизайн-объектов, предлагаю вместе со мной поразмышлять над многочисленными историями и смыслами, которые я вложила в эти украшения.
Отдельно замечу: я старалась не прибегать к использованию слишком «растиражированных», мгновенно узнаваемых образов великого каталонца, а скорее сочиняла свои истории, фантазируя, как бы представил их Сальвадор Дали.
К примеру, в обруче «Не выпьешь кофе, глаз не откроется» главной доминантой стал настоящий кофейник,
исполненный по модели, какими пользовались в той части Испании в середине 20 века, откуда был родом Дали. Рядышком на обруче — кофейная чашка со скривленной ложкой, но главное — это глаз, который вытекает из кофейника. Глаз, вытекающий из кофейника и раскрывающий наше видение — это, конечно же, тот самый знаменитый глаз Сальвадора Дали, созданию которого предшествовала многообразно разработанная художником тема «видения».
Обруч «Не выпьешь кофе, глаз не откроется»
Ожерелье «Видящее сердце, трубящее о своей любви из хобота слона и пьющее любовь из чаши богини» символично отсылает зрителя к истории взаимоотношений Сальвадора Дали и Галы. Как известно, совместная жизнь испанского художника и его русской жены была яркой, насыщенной, и в то же время, полной загадок и тайн. Насколько сильно ненавидел ее мир, считая алчной, хитрой и расчетливой — настолько превозносил ее Сальвадор, называя «победоносной богиней». Поэтому образная фигура крылатой богини венчает художественную композицию на ожерелье, посвященной любви Дали и Гала.
Ожерелье «Видящее сердце, трубящее о своей любви из хобота слона и пьющее любовь из чаши богини»
Рассматривая это ожерелье, нельзя не обратить внимание на огромное алое сердце, отсылающее зрителя к «королевскому сердцу», которое так просила Гала. Дали создал его механическим: подвижный центр «бьется» и пульсирует, как настоящее — «роскошное рубиновое и, без сомнения, живое сердце, состоящее из 46 рубинов, 42 бриллиантов и 4 изумрудов объединены в единую драгоценную композицию».
Сальвадор Дали. «Королевское сердце»
«Гала — единственная моя муза, мой гений и моя жизнь, без Галы я никто», говорил Дали. Он написал множество картин-посвящений своей любви к этой женщине, а я постаралась найти прием, как в одном ожерелье с помощью всего лишь нескольких символов можно рассказать историю этой интригующей и совсем необычной супружеской пары.
Сальвадор Дали с женой Галой
Обруч «Фашизм, перемолотый настоящими чувствами и выплевывающий любовь из хобота слона» повествует о том периоде, когда Дали и Гала, спасаясь от фашизма, переехали в Америку. В этой моей работе история начинается с черного креста на обруче, который символизирует прусский орден «железного креста», используемый в том числе Гитлером. Эти элементы гитлеровской военной символики исчезают в хоботе слона, где они символически «перемалываются», и вместо них появляются радостные и веселые красные сердца, которые наподобие воздушных шаров устремляются в небо, а праздник любви продолжается на земле.
А обруч «Перемолотые сердца и тайники мысли» — это размышление о том, как порой бессердечно перемалываются человеческие чувства. Здесь я использовала образ старинной кофемолки, в которую положила алое сердце. У каждого, кто прокручивает ручку, возникают свои эмоции: каково это, перемолоть свои чувства? Хозяин обруча может также заглянуть в открывающийся ящик, чтобы обнаружить там тайные чувства. У всех они разные.
На многих картинах подобные выдвижные ящики Сальвадор Дали размещал на человеческих телах. Они символизируют память, а также мысли, которые часто хочется спрятать. «Тайники мысли»— понятие, позаимствованное Дали у Фрейда и означающее тайну желаний.
Дали всегда был большим поклонником хлеба. Не случайно он использовал булочки для украшения стен театра-музея в Фигерасе. Хлеб объединил в себе сразу несколько символов. Облик батона напоминает Сальвадору твердый фаллический объект, противопоставляемый «мягкому» времени и уму.
Я предположила, что у хлеба есть свое чувство видения. Ожерелье «Всевидящий круассан» рассказывает о способности видеть и наблюдать за происходящим глазами одушевленных и неодушевленных предметов, и какие интереснейшие случаются открытия, если придумывать истории-фантазии о том, что видят неодушевленные предметы.
Ожерелье «Всевидящий круассан»
Эти «глаза неодушевленных предметов» будут использованы в различных вариациях украшений, в том числе и в ожерелье «Три ока».
Ожерелье «Три ока»
Носорог – один из самых интересных символов в творчестве художника. В начале 1950-х годов малоизвестный фламандский поэт Эммануэль Лютен сделал Дали неожиданный подарок — рог носорога. Дали, никогда прежде не видевший и не державший в руках это чудо, стал теперь его владельцем. Должно быть, это знак – решил художник. Рог носорога вошел в список символов и маниакальных увлечений Дали.
Приблизительно тогда же, когда этот символ заполнил полотна Дали, его озарило, что и «Кружевница» Вермера также состоит из рогов носорога. К великому удивлению служительниц Лувра, где художнику разрешили сделать копию, на его полотне оказалось изображение разлетающихся носорожьих рогов. Новооткрытая носорогомания Дали привела к очередному кинопроекту, получившее название «Удивительная история Кружевницы и носорога». Такое же название носит и ожерелье, которое рассказывает эту историю.
Ожерелье «Удивительная история Кружевницы и носорога»
Дали приводили в восхищение и другие необычные животные. К примеру, в детстве у него в комнате жила летучая мышь. Уже будучи взрослым, Сальвадор взял под опеку муравьеда из парижского зоопарка. Один раз он даже устроил фотосессию со своим необычным питомцем, пройдясь с ним по улицам города. А дома у него жил оцелот по кличке Бабоу, которого Дали брал в различные поездки и походы в рестораны. Иногда при посещении того или иного респектабельного заведения Дали приходилось говорить хозяину помещения, что перед ними — не дикий зверь, а всего лишь крупная домашняя кошка, которую он специально покрасил необычным образом и наряжал в ошейники с драгоценными камнями.
Эта история стала источником для создания забавного ожерелья «Любимый оцелот Дали», где я попыталась представить, как Дали путешествовал с разными питомцами в экстравагантные места.
Ожерелье «Любимый оцелот Дали»
В сюрреалистических творениях экстравагантного Сальвадора Дали яйцо символизирует рождение, новый потенциал.
Фантастические аксессуары (обручи на голову), трилогия «Разбитая скорлупа», рождают ассоциации с мифом о Вечном Возвращении. Вселенский образ разбитых иллюзий, оков неведения, проникновения в суть Творения. И лишь одно яйцо позолочено изнутри, олицетворяя жизнь, воскрешение и будущее.
Серия ожерелий «Разбитая скорлупа»
Ожерелье «Нос и глаз на чайной ложечке» — оммаж одной из моих любимых картин «Нос Наполеона, превращенного в беременную женщину, которая гуляет как грустная тень среди древних руин».
Практически описания данной картины не существует, вероятно, из-за сложности символов и их взаимосвязей. Мой вариант трактовки такой: рядом с рельефным носом Наполеона в образе беременной женщины представлена изящно изогнутая ложка, в чашечке (лопасти) которой находится глаз, внимательно взирающий на мир из материнского чрева:
Ожерелье «Нос и глаз на чайной ложечке»
История Сальвадора Дали, который часто прибегал ко сну с ключом в руке сидя на стуле, вдохновили меня на создание ожерелья «Сон Сальвадора Дали с тяжелым ключом». Сюрреалист любил засыпать с зажатым между пальцами тяжёлым ключом. Дали поудобнее устраивался в кресле, и отпускал свой ум на свободу. Давал мыслям гулять в разных направлениях, крайне туманно связанных с той картиной, над которой он работал. Постепенно хватка ослабевала, ключ падал и ударялся о лежащую на полу тарелку. Звон будил художника на самом интересном месте. Как раз вовремя, чтобы собрать свои мысли и идеи, пришедшие в таком расфокусированном режиме мышления.
Ожерелье «Сон Сальвадора Дали с тяжелым ключом»
Дали был одержим образами ракообразных, поскольку в них заключено парадоксальное сочетание мягкости (тело животного) с твердостью (его панцирь).
Знаменитая фотография Дали с лобстером и послужила прообразом к созданию ожерелья «Лобстер», в котором я постаралась с предельной точностью передать того самого омара, которым так восхищался великий сюрреалист.
Ожерелье «Лобстер»
Сальвадор Дали, как и другие сюрреалисты — М. Эрнст, Р. Магритт, И. Танги и др., развивал свое творческое «Я» с помощью традиционных для сторонников этого течения методов: видоизменение природных явлений, приём «сопоставление несопоставимого» и прочее. Так, идеей для создания обруча стала знаменитая картина соратника Дали — Р. Магритта «Вероломство образов». На картине 1929 года изображена курительная трубка, под которой рукописно выведена надпись «Это не трубка» (фр. Ceci n’est pas une pipe). Надпись кажется противоречивой, но фактически верна. Картина с изображением трубки — это не сама трубка, а её образ. Так и обруч «Арбуз это не арбуз» — вовсе не кусочек арбуза, лежащий на блюдечке с вилкой, а только его образ.
Обруч «Арбуз это не арбуз»
В творчестве Сальвадора Дали всегда можно обнаружить скрытые или явные влияния, симпатии и фобии. Он нередко в той или иной форме цитировал разных авторов, которыми восхищался. Одному из них художник уделял особое внимание —Диего Веласкесу. Его очаровывала практика написания сцен «на месте», что по сути превращало картины Веласкеса в фотоснимки. Этот восторг начал проявляться с ранних лет. Будучи шестиклассником гимназии в Фигерасе в 1919 году, Дали опубликовал в школьном журнале Studium серию портретов под названием «Великие мастера живописи», среди которых был и Веласкес. Из его наследия будущий сюрреалист особо выделял «Менины» (репродукция этой картины даже висела у него в студии). Сальвадор Дали считал, что автор демонстрирует непревзойдённую технику, и одновременно сравнивал «распределение и размещение цвета» на них с работами импрессионистов. Примеры особого почитания Веласкеса можно найти в картинах Дали «Веласкес, пишущий портрет инфанты Маргариты в лучах и тени собственной славы», «Фрейлины (Менины)», «Жемчужина» и прочие.
Сальвадор Дали. «Веласкес, пишущий портрет инфанты Маргариты в лучах и тени собственной славы»
Следуя за восхищением Сальвадора, я создала два ожерелья «Дали и Веласкес: диалог двух гениев. Менины». Главная доминанта украшений — фигура инфанты, размещенная среди декоративных элементов, восходящих к сюрреалистическим картинам Дали.
Ожерелья «Дали и Веласкес: диалог двух гениев. Менины»
Особняком стоит серия украшений «Destino», созданная автором украшений по мотивам одноименного мультфильма Дали совместно со студией Walt Disney.
Сальвадор Дали. Рисунок для «Destino»
Фантастические обелиски — пирамиды, по спиралям которых поднимается сказочная героиня в первые минуты фильма, моргающие глаза, окружающие ее на вершине, порхающие бабочки, раковины — эти и многие другие художественные образы заимствованы при создании подвесок, сережек, колец и ожерелий. Произведение «Destino» — произведение-символ — и есть сюрреализм, создание невозможного, соединение космического и земного, смертного и вечного, крик души и выплеск всех чувств и страстей.
Серия ожерелий «Destino»
Как известно, скандальный сюрреалист имел нестандартный взгляд абсолютно на все: картины, быт, знакомых. Он изображал на своих полотнах людей, но в особой, свойственной только ему манере. Одной из таких работ стала небольшая картина под долгим названием «Лицо Мэй Уэст, использованное в качестве сюрреалистической комнаты». Если смотреть на нее на расстоянии, то действительно становятся узнаваемыми черты лица голливудской дивы.
Спустя 40 лет художник решил воплотить свою картину в реальность и создал настоящую комнату в своем театре-музее «Комната-иллюзия «Лицо Мэй Уэст».
Нос-камин со светящимися стразами, имитирующими огонь, в обрамлении переливающихся камней-локонов и украшений Мэй Уэст стали главными элементами украшения «Нос Мэй Уэст, превратившееся в камин в Фигерасе».
Ожерелье «Нос Мэй Уэст, превратившееся в камин в Фигерасе»
Возможно, не всегда просто понять или принять те или иные художественные цитаты и их символические сочетания, но любой абсурд – это фрагмент факта из жизни великого Сальвадора Дали, поэтому любой абсурд возможен при создании украшений, посвященных самому знаменитому каталонцу 20 столетия.