На конец 2019 года в нашей стране уже маркируется алкоголь, табачная продукция, обувь, меховые изделия, лекарственные препараты (7 нозологий), шины, фотоаппараты, духи, легкая промышленность.
В ближайшем будущем маркировать планируют молочную продукцию, бакалею, детское питание, бытовую технику, косметику и безалкогольные напитки. Эти категории товаров выделяются высоким уровнем контрафакта.
В некоторых регионах России до 80% рынка бутилированной питьевой воды занимает поддельная продукция, а в среднем по стране этот показатель достигает 25-30%. Об этом доложил Президенту РФ глава «Ростеха» С. Чемезов.
Внедрение маркировки в различных странах мира началось немногим ранее, чем в России. В Евросоюзе все проекты по обязательной маркировке централизованы и управляются странами-участницами.
С 2008 года большинство продукции маркируется СЕ – специальным знаком, который удостоверяет, что изделие соответствует основным требованиям директив ЕС и гармонизированным стандартам Европейского союза. Этот знак наносят на продукцию перед началом продажи в Европейской экономической зоне.
Маркировка CE подтверждает, что продукт прошел полную проверку и соответствует требованиям ЕС по безопасности, охране здоровья и окружающей среды. Этим знаком маркируются игрушки, электрооборудование, автомобили,медицинские приборы и т.д.
Однако не все проекты по маркировке успешно реализовываются в ЕС. Расскажем про их опыт маркировки лекарственных средств.
Европейская директива о маркировке лекарств утверждена в 2011 году. Первой страной для исполнения предписаний стала Франция. Из-за сложностей, возникающих в процессе внедрения маркировки, ее обязательное применение постоянно откладывается.
В других странах ЕС идею маркировки лекарств восприняли с большей осторожностью. Эксперимент в этой области в Германии продолжается с 2013 года. Его результаты оценивают неоднозначно и до завершения еще не дошли. Швейцария вовсе не планирует вводить маркировку лекарств.
На территории США действуют несколько систем маркировки одновременно, которые конкурируют между собой. Регулятором маркировки здесь также являются правительственные организации, занимающиеся разработкой нормативной базы и документации. К идентификации продукции применяют международные стандарты.
В Китае нет жестких правил для участников маркировки, обязательно маркировать свой товар не нужно. Маркировка просто практикуется в бизнесе, а производители делают добровольные взносы на поддержание этого проекта. В этом есть своя логика, так как именно производители считаются основными бенефициарами данной системы контроля.
В 2019 году в этой стране всего маркируется около 150 категорий товаров. Армянская компания AM-PG объединилась с налоговыми и таможенными органами страны, чтобы разработать информационную систему VERO CODE. В ней используют закрытые алгоритмы для генерации уникальных кодов, которые наносят на идентификационные знаки. Такие коды невозможно создать повторно или массово скопировать.
Здесь эксперимент по маркировке начали с обуви и ювелирных изделий. Пилотный этап проекта проходит: для обуви – с 15 апреля по 31 декабря 2019 года и для ювелирных изделий – с 1 сентября 2019 года по 31 августа 2020 года.
Цель данного этапа – отработка новых механизмов маркировки товаров и создание информационного взаимодействия с Россией. Участвовать в проекте разрешили добровольно.
На официальном сайте проекта www.datamark.by сообщается, что к концу 2019 года вопросы о признании средств идентификации обуви с Россией так и не урегулированы. Это означает, что коды маркировки на обувь, выданные в Беларуси, пока не признаются в российской системе маркировки.
Отметим, что в целом процессы регулирования и стандарты маркировки во многих странах идентичны. Главная цель – вытеснение с рынка контрафактной продукции – в конечном итоге достигается. Все участники проекта маркировки подтверждают необходимость проведения данной процедуры. Однако на практике некоторые страны сталкиваются с техническими сложностями внедрения маркировки. Необходима модернизация текущих бизнес-процессов, как в вопросах регулирования, так и на стороне участников товарооборота.