Почему с самостоятельной модификацией часов все не так просто.
Понятно, что часы – это прибор очень личный и индивидуальный. И чем более он персонифицирован, тем более ценен в глазах владельца. И если нет возможности приобрести piece unique, изготовленный в единственном экземпляре прямо на мануфактуре, то можно попробовать более доступными приемами превратить свои серийные часы в нечто уникальное.
Самый простой способ: новый ремешок. Это, в принципе, даже нельзя назвать кастомизацией, хотя именно изначально небогатый выбор фирменных ремешков от производителей породил большое количество ателье, шьющих ремни на заказ, а также моду на ремешки НАТО. Если кто помнит, еще лет десять назад клиенты сами покупали нейлоновые трехцветные ремни, продевали их в классические модели и выкладывали получившийся результат в Instagram. К счастью, бренды уловили вовремя тренды и стали сами дополнять сменными ремешками НАТО большинство авиационных, винтажных и спортивных новинок.
Второй вариант, тоже довольно диетический – инкрустация безеля или гравировка корпуса, задней крышки, нанесение узора на циферблат, в общем, незначительные изменения деталей корпуса, не предполагающие вмешательство с саму конструкцию часов.
И, наконец, третий вариант – глобальный тюнинг. Часы полностью разбираются, а потом собираются заново со значительными модификациями, иногда с полной заменой ключевых частей. Например, в новом корпусе, изготовленном в единственном экземпляре по индивидуальному заказу клиента. Тут фантазия может быть абсолютно неограниченной, точнее ограниченной физическими параметрами и функционалом механизма, ну и финансовыми возможностями, естественно. Таким образом на свет легко появлялись часы-мутанты, немыслимые в «официальной» швейцарской вселенной: черный карбоновый Rolex, например.
Audemars Piguet Royal Oak Bamford Black
Из вышесказанного видно, какие у кастомизации часов плюсы. Первый и самый очевидный – за небольшие вложения часы можно улучшить или, как минимум, подогнать под свой вкус, который не всегда совпадает со вкусом производителя. А ювелиры из ателье и камни подберут, какие надо, и материалы выберут вдумчиво. Второй решающий аргумент состоит в том, что вы получаете уникальные часы, которых больше ни у кого нет.
Но есть и существенные минусы. Во-первых, кастомизация может пойти не по плану. Эскиз часов, нарисованный в ателье, не всегда в точности отражает тот результат, который получится в реальности после модификации. В результате окажется, что хороший швейцарский хронометр напрочь испорчен.
К тому же, если речь идет не о замене ремешка или нанесении гравировки в официальном сервис-центре, то любое вмешательство в целостность корпуса, автоматически лишает часы гарантийного обслуживания. И с точки зрения коллекционной ценности любые кастомизированные экземпляры сразу же максимально теряют в цене. Так что вдумчивому ценителю механики стоит десять раз подумать, прежде чем отдавать проверенную серийную модель для индивидуальной обработки талантливому мастеру – скажут ли его наследники за это спасибо.
Zenith El Primero Bamford
Впрочем, надо полагать, что скажут, потому что эта ситуация постепенно меняется. Дело в том, что до недавнего времени любой «тюнинг» встречал резкий отпор со стороны самих часовых производителей. Но, наконец, они начали понимать, что совсем игнорировать это явление – значит, не уважать интересы клиентов. Понятно, что бренды мечтали бы в идеале сами монополизировать все кастомизированные сервисы: от выбора ремешков до возможности прямо в момент покупки выбрать цвет и материал корпуса, циферблата и так далее. Но, очевидно, что своими силами они не справляются.
Поэтому постепенно самые продвинутые марки начинают признавать независимые ателье кастомизации, присваивая им официальный статус. Например, лондонский Bamford, который заключил партнерское соглашение на выпуск лимитированных серий с брендами Zenith и TAG Heuer с своем фирменном черном цвете. И, скорее всего, эта тенденция будет развиваться все сильнее, учитывая рост интерактивных технологий.