Гонконгская часовая ярмарка (Hong Kong Watch & Clock Fair), организованная Советом по развитию торговли в Гонконге (Hong Kong Trade Development Council, HKTDC), является крупнейшим событием в мире часовых изделий. HKTDC опросил с глазу на глаз 501 покупателя и 338 участников ярмарки 2019 года (проходившей 3-7 сентября 2019 года), чтобы получить представление отрасли о будущих перспективах для рынка, новых тенденциях товаров и о последних разработках в области электронной торговли.
Результаты опроса показали, что игроки отрасли более оптимистичны в отношении перспектив продаж в следующие 12 месяцев. Несмотря на ряд широко известных проблем, например, сдержанный глобальный экономический рост, замедление темпов роста китайской экономики и растущие операционные расходы, отрасль уверена в том, что «умные» часы смогут стимулировать продажи, а стратегия развития продуктов, нацеленная на то, чтобы сделать их «умными и способными взаимодействовать с другими умными устройствами», станет главным козырем в следующем году.
Больше оптимизма в отношении 2020 года
По сравнению с результатами прошлогоднего опроса, респонденты питают больше надежд на показатели продаж в следующем году. 33% покупателей и 30% участников ярмарки ожидали, что общие продажи увеличатся в ближайшие 12 месяцев по сравнению с 21% и 19%, соответственно, в прошлом году.
И покупатели, и экспоненты не видели конца росту затрат. 43% покупателей и 46% участников ярмарки ожидали увеличения цен на поставку или производственных затрат, и только 8% покупателей и 9% экспонентов ожидали снижения.
Но на вопрос о розничной цене их товара, 60% покупателей считали, что она останется без изменений, и лишь 33% из них прогнозировали рост.
Что касается цены продажи на условиях FOB, 65% экспонентов ожидали, что она останется по существу без изменений, а 24% ожидали ее рост.
Замедление темпов роста мировой экономики
В перспективе, большинство покупателей и участников ярмарки - 55% - высказывали обеспокоенность замедлением темпов роста мировой экономики.
Для покупателей наиболее сложными проблемами являются замедление темпов роста экономики материкового Китая (46% покупателей), увеличение операционных расходов (43%) и изменение глобальных торговых отношений, например, рост протекционизма и торговые барьеры (37%).
Участники ярмарки, с другой стороны, больше обеспокоены ростом операционных расходов (38% участников), замедлением экономики материкового Китая (34%) и острой конкуренцией в отрасли (34%).
Китайско-американский торговый спор
Что касается вероятных последствий китайско-американского торгового конфликта, 70% покупателей и 58% экспонентов ожидали негативного влияния на экспорт часов и часов по сравнению с 44% и 50%, соответственно, в предыдущем обзоре.
Сохранение популярности «умных» часов
Что касается самой популярной товарной категории на предстоящий год, 36% покупателей и 25% участников ярмарки считают, что «умные» часы останутся лидером на рынке в следующие 12 месяцев, за ними следуют часы с автоподзаводом (22% покупатели и 23% экспонентов).
На вопрос о самом высоком потенциале роста на соответствующих рынках 46% всех респондентов высказались за модные часы, за ними следуют часы для досуга (41%) и «умные» часы (38%).
Респонденты, которые поддерживали модные часы, ожидали, что средняя розничная цена составит 1 567 гонконгских долларов, что выше 1 347 гонконгских долларов в прошлом году. Производители «умных» часов в этом году также выразили больше оптимизма в отношении розничной цены: средняя цена выросла с 1 615 гонконгских долларов в предыдущем опросе до 1 904 гонконгских долларов в этом году. А те, кто высказался в пользу часов для досуга, отмечали небольшое снижение розничной цены с 1 201 гонконгских доллара в прошлом году до 1 176 гонконгских долларов в настоящее время.
Оптимальные стратегии развития продукта
Покупатели и участники ярмарки имели схожие взгляды в отношении наиболее оптимальных стратегий разработки продукта.
Покупатели были уверены, что превращение изделий в «умные, способные взаимодействовать с другими умными устройствами» (61% покупателей) и впредь будет оставаться основой движения вперед при разработке продукта в следующем году, за этим последуют «коллекции, соответствующие модным трендам текущего сезона» (46%), а также «часы, комбинируемые на свой вкус» (45%).
Несмотря на то, что экспоненты также поддержали «умные, способные взаимодействовать с другими умными устройствами» (37%) и «коллекции, соответствующие модным трендам текущего сезона» (32%), следующей категорией они считали «коллекции ограниченного выпуска» (31%).
Электронная торговля остается способом движения вперед
Цифровой канал продолжает набирать обороты в продаже часов. Согласно опросу, проведенному в этом году, 61% покупателей и 53% участников ярмарки уже занимались электронным бизнесом. Среди тех, кто не занимался им, 27% планируют начать продавать онлайн в ближайшие два года.
Из тех компаний, которые занимаются в настоящее время или будут заниматься электронной торговлей, 52% будут использовать этот канал для продажи часов для досуга, за ними следуют модные часы (50%), «умные» часы (33%) и спортивные часы (19%).
Что касается источников поставок, 56% тех, кто в настоящее время занимается электронной торговлей, получали свои товары от Alibaba, затем следуют Amazon (48%) и eBay (31%). В среднем на электронную торговлю в настоящее время приходится 27% их общих поступлений от продаж, и, как ожидается, они вырастут в среднем на 11% в следующие два года.
Потенциал рынка Китая
В целом, 58% покупателей и 62% участников ярмарки занимались продажами в материковом Китае. Как покупатели, так и участник ярмарки проявляли бόльшую осторожность в отношении перспектив продаж, чем в прошлом году: 37% покупателей и 40% экспонентов ожидали роста продаж в следующие 12 месяцев по сравнению с 45% и 43%, соответственно, в предыдущем опросе.
Из этих 190 респондентов, ожидающих более высоких продаж на материке, 80% основывали свой оптимизм на повышении спроса на рынке. С другой стороны, те, кто ожидал снижения, были наиболее обеспокоены вялым спросом (59%) и интенсивной конкуренцией (45%).
Стратегии развития материкового Китая
В целом, покупатели и участники ярмарки будут использовать аналогичный подход для развития или укрепления своего присутствия в материковом Китае. Большинство из них планируют создать или расширить розничные и оптовые сети на материке, а некоторые также будут использовать электронную торговлю и поставлять больше часов «сделанных в Гонконге».
Также следует отметить, что 67% всех опрошенных согласились с тем, что у часов с гонконгским брендом есть конкурентные преимущества – они более модные и стильные.
Профиль респондентов
Из числа опрошенных покупателей (501 человек) 50% проживали в Гонконге, 14% были из материкового Китая, 10% из Азии (исключая материковый Китай и Гонконг), 8% из Западной и Восточной Европы, 7% из Северной и Южной Америки, и 11% были из других регионов.
Из 338 опрошенных участников ярмарки 55% проживали в Гонконге, 33% в материковом Китае, 7% были из Азии (исключая материковый Китай и Гонконг) и 5% были из других регионов.