Из сплавов Тумбага создают разнообразные изделия. Для этого, предварительно произведя всю подготовку к литью, компоненты смешиваются в плавильном тигле. Здесь, подобно отливке слитка, потребуется применить флюс, а также размешивать расплавленный материал стержнем из графита.
Обработка
Сплав Тумбага пригоден практически для всех видов художественной обработки – пайки, чеканки, формовки и других. Реагирует он при этом аналогично стерлинговому серебру.
Однако температура плавления зависит от компонентов сплава, а потому необходима огромная внимательность при отжиге и пайке. Лучше, если до начала работы будут проведены тесты на определение необходимой температуры.
Пайка
Пайку требуется выполнять перед травлением. Флюс рекомендуется применять лишь на местах пайки – тогда открытые части окислятся, что и необходимо. Если изделию требуется неоднократная пайка, то следует несколько раз нагреть и отбелить его, запустив тем самым травление меди.
Между пайками изделие требуется выглаживать, а чтобы защитить места пайки при повторном нагреве, стоит использовать лишь небольшие температуры, нагревая металл до появления цвета побежалости. Необходимо помнить, что для получения поверхности, обогащенной драгоценным металлом, требуется большее количество циклов.
Отделочные операции
На этапе отделочных операций необходимо соблюдать определенный алгоритм:
1. подготовить лист из сплава Тумбага и травлением с помощью состава из 25% серебра и 75% меди сделать металлическую поверхность. Через 5-6 кругов нагрева-отбеливания-выглаживания получится лист металла, внешне подобный серебряному, но розовый внутри;
2. полученному листу необходимо придать текстуру, пропустив его стандартным методом через вальцы. Для этой процедуры понадобится трафарет из жесткой бумаги. В финале получится рельеф аналогичного серебряного цвета;
3. для получения изображения двух цветов изделие требуется обработать мелкозернистой штукатуркой, зафиксированной на жесткой основе. Это предотвратит проникновение абразива в углубления. После шлифовки откроется металл-основа розового цвета;
4. готовое изделие можно оставить в полученном виде или провести химическую обработку для получения патинированной поверхности. Слабый раствор серной печени придаст верхним частям фиолетовый оттенок.
Пескоструйную обработку можно применять для получения разнообразного оттеночного эффекта, но в данном случае отследить массу удаляемого металла очень сложно.
Итоговая текстура делает определение цвета сплава сложнее, но при повышении температуры защищенная площадь окислится и поменяет цвет, а обогащенная – нет. В итоге будет создан уникальный контраст. Однако при такой процедуре контролировать итоговый эффект окрашивания сложно.
Необходимо отметить, что сплав Тумбага близок компонентами к японским сплавам куроми-до и шибуичи, а потому патина рокушо, используемая при отделке японских сплавов, работает и в данном случае.
Так как рокушо по-разному влияет на цвет сплавов, необходимо следить за равномерным открытием поверхности во время шлифовки для патинирования. Даже если визуально кажется, что очистка проведена хорошо, рокушо моментально покажет все несовпадения оттенков.