Ограненные алмазы – не самые уникальные и эстетически привлекательные камни, но одни из самых дорогих.
Все, кто хоть немного интересовался ювелирным делом, знают, что алмазы, благодаря своим свойствам, являются самыми дорогими драгоценными камнями. Они прочны, в ограненном виде невероятно красивы, а также достаточно редки.
Однако эксперты делают оговорку: рубины, изумруды и другие камни выглядят красивее и в природе встречаются намного реже, но считаются вторым сортом. Причина здесь в завышенной цене алмазов – по сути, это лишь результат большого обмана.
До второй половины XIX века стоимость алмазов была оправдана, так как они были действительно очень редкими камнями, но в 1866 году в Южной Африке были открыты огромные залежи, за которыми в район Кимберли последовали тысячи добытчиков. Примерно за 50 лет в этом регионе добыли около 3 тысяч тонн.
В то время рыночное предложение было очень большим, а соответственно цена упала. Стоимость так и продолжала бы падать, если бы Сесиль Родс не организовал компанию-монополиста De Beers, которая и в наше время контролирует и завышает цену на бриллианты.
В 1870 году Родс приехал в Южную Африку в самый разгар алмазного бума. Там он понял, что заработать большие деньги, добывая драгоценные камни, нельзя, а потому создал бизнес по облуживанию старателей. Это оказалось выгодно, и уже в 1883 году бизнесмен контролировал все богатейшее месторождение, а к началу 1890-х гг. его компания осуществляла уже более 90% добычи алмазов в мире. Пользуясь своими возможностями, монополист без проблем диктовал завышенную цену на добываемые камни.
Компания Родса процветала долгое время, но к 1950-м годам появились трудности: продажи бриллиантов, которые уступали красотой сапфирам и рубинам, стали падать. Конечно, компания могла снизить цены на свою продукцию, но это значило бы снижение прибыли, а потому De Beers предприняла стратегический шаг – запустила рекламную кампанию под слоганом «Бриллианты навсегда», частью которой стал одноименный фильм про Джеймса Бонда.
На данную кампанию монополисты не жалели средств, придумывали все новые методы воздействия на покупателя, и длилось это несколько десятилетий. В итоге бриллианты стали приобретать не за красоту и ценность, а как показатель статуса.
Благодаря этому, и до нашего времени бриллианты остаются самыми дорогими и желанными украшениями, ценимыми покупателями как высокого, так и среднего классов.