Пиотровский прокомментировал взаимодействие рынка и музейных экспонатов – Ломбарды.рф

Пиотровский прокомментировал взаимодействие рынка и музейных экспонатов

17.02.2021

В конце минувшего года Эрмитаж открыл серию выставок, каждую из которых можно считать событием в культурной жизни. Но в последние несколько дней на слуху одна – «Фаберже – ювелир императорского двора». Она объединила экспонаты из Эрмитажа, Петергофа, Павловска и нескольких относительно недавно сформировавшихся музейных собраний. Наша газета подробно рассказывала о ней своим читателям.

Для Эрмитажа выставка о самом известном русском ювелире не первая. В 1993 году в Георгиевском зале Зимнего дворца была представлена огромная выставка «Фаберже – придворный ювелир», побывавшая затем в Париже и Лондоне. Далее последовал цикл показов коллекций Фаберже, а в 2014 году в Восточном крыле здания Главного штаба открылись именные залы знаменитого ювелира.

Новую выставку музей посвятил памяти крупнейшего исследователя творчества Карла Фаберже Марины Лопато, которая ее готовила, но не дожила до открытия.

И вот на прошлой неделе некий проживающий в Лондоне коллекционер (не стану называть его имя, дабы не способствовать известности, чего он, судя по всему, и добивается) попытался раздуть скандал, опубликовав на собственном сайте открытое письмо директору Эрмитажа Михаилу Пиотровскому. В нем в выражениях, не принятых для переписки в музейном сообществе, он уверяет, что на выставке рядом с подлинными шедеврами Фаберже присутствуют подделки. Автора послания не устроил и выбор частных собраний партнеров Эрмитажа для этого проекта, разумеется, за исключением музеев-заповедников «Павловск» и «Петергоф». Скорее всего, именно в плоскости отношений на антикварном рынке стоит искать причину раздражения человека, который специализируется, как следует из его сайта, на услугах по приобретению, продаже, оценке, реставрации и страхованию предметов искусства.

Во вступительной статье к каталогу выставки Михаил Пиотровский говорит о том, что слава Фаберже возросла непомерно, а с нею – и аукционные цены.

«Спрос породил предложение, на рынке всплыло множество новых работ фирмы Фаберже, его подражателей, реплик. Массовый характер производства, обилие стилистических приемов, множество участников процесса, в том числе и первоклассных мастеров, высокие цены и сложные судьбы творцов, заказчиков, новых и старых хозяев – все это породило массовую активность подражателей, имитаторов и фальсификаторов. Подлинность каждой появляющейся на рынке новой вещи всегда может быть оспорена и оспаривается. Документы, квитанции, наличие клейм помогают только частично, консенсус экспертного сообщества достигается непросто, а часто – отсутствует. Поэтому всякой новой публикации сопутствует дискуссия. И это правильно, когда каждая новая выставка влечет за собой «круглые столы» с обсуждением общих и частных проблем. Надо заметить, что вопросы относительного авторства и подражательства обострились сегодня даже в сфере классической живописи (Рембрандт, Рубенс, леонардески, русский авангард). Тем более они присутствуют в сфере скульптуры и прикладного искусства».

Для «Санкт-Петербургских ведомостей» Михаил Пиотровский пояснил:

– Наши специалисты считают, что вещи, показанные на выставке, достойны быть представленными, и о них говорили. Обсуждать это следует в музейном сообществе. 

Сегодня все так увлеклись рынком, что рыночная идеология начинает вмешиваться, когда речь идет о музейных вещах. Музейные эксперты держат вещи в руках, решают, это оригинал, подделка, подражание, копия или авторское повторение. Мы не удивляемся, когда в разных музеях висят одинаковые картины. «Юноша с лютней» Караваджо может быть в Эрмитаже и в Метрополитен. Существует в нескольких вариантах и «Даная» Тициана. 

Раздувать сенсацию – оказывать услугу тем, кто стремится в ней участвовать. Появилось много новых коллекций Фаберже. Они могут быть разной степени достоверности, но все заслуживают того, чтобы их посмотрели и обсудили. Они постепенно проходят обсуждение на выставках. Это единственный интеллигентный подход. Если вещи показаны в музее, они стоят того. 

На музейном уровне все решается спокойно, притом что атрибуция вещей может меняться. Картины школы Рафаэля приходили в Эрмитаж, как Рафаэль. Это нормальная научная работа, которой должен заниматься музей. Важно разделять музейное мнение и стороннее, где действуют другие критерии, критерии денег. Рыночная борьба к музею отношения не имеет. 

У нас запланированы «круглые столы» и обсуждения по выставке «Фаберже – ювелир императорского двора», но участвовать в них будут специалисты музейного сообщества.


Читайте также
Новости
30.11.2020
Изделия для чайной церемонии
Блеск золочения, весенние мотивы, цветы сирени… Неспешное чаепитие можно сделать ярким и запоминающимся! А придать встрече особый шарм и привести гостей в восторг помогут изысканные изделия для чайной церемонии.☕
Новости
28.11.2020
Neha Dani: новая коллекция Kephi – только положительные эмоции
В последние годы все отчетливее прослеживается тренд на украшения с оригинальными и самобытными мотивами. Кроме того, и обычные клиенты, и опытные коллекционеры все чаще отдают предпочтение не раскрученным дизайнам, а эксклюзивным работам. Все эти пожелания ювелир Неха Дани учла в своей новой коллекции Kephi, предложив покупателям готовые художественные решения, которые они могут доработать лично согласно собственному пониманию эстетики.
Новости
27.11.2020
Заседание Комитета ТПП РФ по ДМДК, посвящённое обсуждению системы прослеживаемости
Уважаемые коллеги! 26 ноября 2020 года в 12:00 (мск) состоится заседание Комитета ТПП РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням, посвящённое обсуждению вопросов о сроках внедрения и порядке функционирования государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота.
Новости
27.11.2020
Семь раз отмерь, один раз внедри
Тема внедрения системы прослеживаемости движения драгоценных металлов и драгоценных камней сегодня одна из самых животрепещущих для ювелиров. Об этом свидетельствуют многочисленные обсуждения в социальных сетях, обращения, поступающие в нашу Ассоциацию, жаркие дебаты на встречах представителей профильных ведомств с участниками рынка.
Новости
27.11.2020
Примерные затраты бизнеса на поэтапное внедрение ГИИС ДМДК в течение 2 лет
Суммарные затраты бизнеса за два года в 19,98 млрд. рублей составят 8,3% от общего торгового оборота отрасли (240 млрд. руб. в 2019 году).
Новости
27.11.2020
Microsoft выпустила ювелирное украшение по мотивам Xbox за $10 000
Са­мое до­ро­гое укра­ше­ние из кол­лек­ции — ко­лье, вы­пол­нен­ное из зо­ло­та 585 про­бы. Оно со­сто­ит из це­поч­ки и укра­шен­ной бри­л­ли­ан­та­ми и изу­мру­да­ми под­вес­ки в фор­ме ло­го­ти­па Xbox. Сто­и­мость юве­ли­р­но­го из­де­лия — 10 ты­сяч дол­ла­ров.
Новости
27.11.2020
Три главных тренда e-commerce
Евгений Горцев, e-commerce-эксперт, специалист по запуску и развитию e-commerce-брендов и торговых сетей, о том, когда доставки продуктов перестанут топить деньгами космос и почему будущее за нишевыми маркетплейсами.