Фирма Тиффани, не смотря на свое явное лидерство в мире американского декоративного искусства, отнюдь не была единственным поставщиком красоты на американском континенте. Особенно справедливо подобное утверждение применительно к самой роскошной и изысканной эпохе — эпохи блистательного модерна.
Ведь, как все мы прекрасно знаем, США — это вотчина капитализма, главным и непреложным законом которого является классическое «спрос рождает предложение», а еще — свобода конкуренции. Все вместе это приводит к тому, что находки и успех какой-то одной фирмы часто становятся предметом зависти или творческих изысканий всех остальных.
Так было и с Тиффани: создав мощное производство по выпуску ювелирных украшений, она фактически стала проводником в мир изящного и хрупкого декоративного искусства для ряда других более скромных, но не менее успешных компаний. А некоторые из них в плане творческих достижений были аже намного интереснее.
Одной из таких компаний была Нью-Йоркская фирма Marcus & Co, созданная в 1892 году семьей европейских эмигрантов: братьями Уильмом и Джеймсом Маркусами, и их отцом - Германом Маркусом.
Герман был профессиональным ювелиром, долгое время обучавшимся и работавшим у придворного ювелира в Дрездене, а потому навсегда остался верен принципам хрупкой, невероятно изящной и утонченной красоты, которая была столь необычна и долгое время недостижима для американских ювелиров.
После эмиграции в США Герман Маркус некоторое время работал в алмазном отделе фирмы Тиффани и даже сам создал несколько дизайнов ювелирных украшений для парижских выставок. Благодаря этому он очень подробно смог изучить изнутри всю систему работы американского ювелирного бизнеса.
А потому вскоре он покинул Тиффани и основал свою собственную компанию - Marcus & Co, которой странным образом сопутствовал успех, на протяжении практически всей ее небольшой истории (фирма просуществовала ровно 70 лет, и в 1962 году была поглощена еще одним крупным ювелирным американским гигантом — фирмой Black, Starr & Frost).
Наверное, лучше всего ответить на этот вопрос помогут сами украшения: ниже мы рассмотри 20 самых необычных, самых красивых и самых дорогих из них, а заодно попытаемся вычленить ключевые особенности драгоценного наследия Marcus & Co.
1. Брошь-подвеска в форме груши, жемчуг, бриллианты, гранаты.
Наверное первой, самой главной особенностью украшений Marcus & Co был их необычный дизайн. Фактически именно творчество Джорджа Маркуса (он был одним из главных дизайнеров фирмы), а не знаменитого Л.К. Тиффани, часто считается главным образчиком американского модерна в ювелирном искусстве.
Во многом из-за того, что младший Тиффани больше предпочитал стекло, занимаясь украшениями и драгоценностями лишь изредка и явно не с таким азартом как со своими стеклянными шедеврами. А во многом — из-за того, что творчество Маркуса было основано на традициях европейского модерна, очень смелого и необычного для американцев.
2. Брошь, золото, бриллианты и рубины 1900 год.
Американский бизнес на рубеже веков не был уверен в коммерческом успехе нового стиля модерн, считая его очередным капризом богемной Европы. Так, в 1901 году авторитетное в американском ювелирном мире издание Jewellers 'Circular and Horological Review отметило, что, возможно, ювелирный модерн «больше подходит для коллекционера, чем для ношения…"
Не случайно поэтому, что даже такой выдающийся дизайнер как Л.К. Тиффани в сфере ювелирных украшений не позволял себе больших вольностей, ограничиваясь экспериментами с цветами и фактурами, но избегая провокационных дизайнов.
А вот Marcus & Co наоборот — активно использовало наработки европейских художников эпохи модерна (хотя до уровня французов американская фирма все-таки не дорастет).
3. Брошь-подвеска, золото, опалы, бриллианты, эмаль, 1900 год
Так, например, очень необычной для американцев (но чрезвычайно успешной на парижской выставке 1900 года) была коллекция брошей, созданных фирмой в четком соответствии с основными чертами господствующего стиля: растительными орнаментами, необычными мифологическими сюжетами и странными плавно изгибающимися формами.
4. Брошь 1895 год.
Все эти особенности прекрасно демонстрирует очень редкая брошь Marcus & Co с опалом, алмазом и гранатом, изображающая хрупкую фигурку нимфы на фоне восхода бриллиантового солнца. Дополнительное очарование необычному для американского прагматизма дизайну придают изящные драгоценные рыбки и ажурная растительная гирлянда из демантоидного граната и золота.
5. Ожерелье из золота бирюзы и эмали, ок. 1900г.
Однако растительной и несколько вычурной эстетикой модерна фирма отнюдь не ограничивалась. То ли стремясь воплотить чаяния всех возможных клиентов и покупателей, то ли — пытаясь найти что-то свое, особенное, главный дизайнер фирмы Джордж Маркус активно заимствовал мотивы и орнаменты из прошлых исторических эпох.
С равным энтузиазмом он воплощал и красочные фигурки древнеегипетских узоров и слегка чрезмерную декоративность французского барокко эпохи знаменитого короля-солнца Людовика XIV.
6. Ожерелье, золото, бриллианты, перидоты. Жемчуг, ок. 1900г. в стиле барокко.
7. Подвеска, жемчуг, бриллианты и изумруды, ок. 1900г.
Подчас это приводило к очень смелым и совершенно необычным не только для американского, но и для европейского декоративного искусства, результатам. Как например эта подвеска — своеобразный символ восхищения эстетикой наследия империи индийских Моголов.
В эпоху модерна европейцы конечно активно увлекались восточным искусством (в некоторой степени, именно благодаря этому в модерне столько символичности и натуральности), но в основном это было искусство Дальнего востока — Китая, и особенно Японии, малоизвестной в европейском мире. Индийские же ценности были уже достоянием прошлого — их атрибутика привлекала европейцев когда-то давно — в далеком 18 веке…
Marcus & Co, нисколько не смущаясь, смело предлагало украшения в стиле Моголов на рубеже 19-20 веков. Правда несколько по-своему интерпретируя его через призму модерна.
Так, интригующий орнамент, выражающий чувственность загадочной Индии Моголов, переливающийся блестящим натуральным жемчугом, драгоценными камнями, которые великая индийская империя когда-то в огромном количестве импортировала из Персидского залива, с легким акцентом на зеленом блеске изумрудной капли, дополнен миниатюрными, невероятно изящными растительными завитками и плавными растительными линиями модерна.
8. Браслет, рубины золото, эмаль 1900-1901гг.
Но все же главным в творчестве Marcus & Co оставалось следование европейским традициям — возможно давало о себе знать европейское происхождение руководителей фирмы, а возможно — страсть американцев ко всему европейскому(подобно нам, они, всячески превознося свои ценности и культуру, все-таки в качестве ориентира используют именно достижения европейской цивилизации).
Ну и конечно, во многом - это было данью моде и необходимостью популяризации фирмы среди европейского покупателя: к началу 20 века у Marcus & Co уже появились филиалы в Лондоне и в Париже.
Отсюда и такие интересные сюжеты как орнамент на этом браслете, неуловимо передающий эстетику так называемого кельтского возрождения и английского течения «Искусства и ремесла».
9. Кольцо золото перидоты эмаль, 1900 год
Или это уникальное кольцо — своеобразная интерпретация ювелирных форм эпохи Возрождения, опять-таки плавно слившаяся с эстетикой модерна. Роскошный блеск золота здесь очень мягко оттеняется глубоким зеленым светом эмали.
Что же касается необычной формы, то подобные кольца (Twinstone) были очень популярны за сто лет до этого - в конце 18 века, когда молодой Наполеон подарил Жозефине так называемое обручальное кольцо «toi et moi», первое из многих исторических ювелирных подарков будущего императора капризной женщине, которую он так страстно любил.
10. Брошь-подвеска 1895-1905гг., золото, эмаль.
Применительно к технике, ключевой особенностью фирмы Marcus & Co было активное использование эмали (как уже можно было заметить по описаниям указанных выше шедевров).
Эмаль очень ценилась ювелирами эпохи модерна: благодаря творчеству Рене Лалика, Жоржа Фуке, Вольферса и многих других, эта, во многом забытая ювелирная техника, фактически пережила второе рождение.
Особенно популярной была эмаль Plique-à-jour. За эффект прозрачного стекла ее очень ценил Л.К. Тиффани, а фирма Marcus & Co активно использовала для придания своим изделиям особого блеска и эффекта натуралистичности.
11. Брошь, золото и эмаль, 1900 год
Показывая мастерство, равное мастерству французских художников, мастера Marcus & Co, благодаря эмали Plique-à-jour создавали невероятно живые, изящные драгоценности в форме натуралистических композиций из цветов и листьев
12. Брошь, золото, изумруды, бриллианты, эмаль, 1900 год
13. Кольцо из золота, бриллианта, сапфира и эмали, 1900-1905 гг.
Что же касается материалов, то здесь американцы не ограничивали себя ни в чем. Уильям Маркус активно путешествовал в поисках самых необычных камней и драгоценных материалов, подчас поставляя для нужд фирм совсем уж необычные экземпляры, как мало известный черный опал Lightning Ridge Australia в 1908 году.
14. Кулон из золота, опала и эмали, ок. 1900 г.
Но явное предпочтение фирма все-таки отдавала опалам и аметистам — ярким и необычным полудрагоценным камням, которые так страстно полюбились практически всем ювелирам модерна.
15. Сотуар из золота, опала и эмали, 1905-1910гг.
Возможно художников привлекала необычная игра цветовых оттенков, позволявшая очень просто и при этом полно передать символизм и эстетику вычурного модерна. А возможно, странная расцветка камня позволяла воплотить практически любые идеи и орнаменты. Применительно же к творчеству Маркус, опалы чаще всего использовались в огранке с растительным сюжетом.
16. Часы, золото, жемчуг, аметист, ок. 1900г.
17. Брошь, аквамарин, платина, жемчуг, 1905 г.
Конечно, как и все представители модерна Маркусы зарекомендовали себя как сторонники использования прежде всего разноцветных полудрагоценных камней: цирконов, хризобериллов, турмолинов, опалов, бериллов, перидотов. Но, в отличии от европейских ювелиров, этим их следование традициям модерна в части материалов и заканчивалось.
18. Подвеска, хризопрас, жемчуг, опал, 1905 год.
Не следует забывать, что родиной Marcus & Co все-таки была богатая Америка, где культ денег во все времена был возведен в абсолют. А потому излишняя, бросающаяся в глаза роскошь, всегда была атрибутом личного успеха — знаменитой американской мечты.
В таких условиях абсолютное следование традициям европейского модерна в области ювелирного дела, могло бы поставить фирму на грань вымирания: слоновая кость, рог,черепаший панцирь и перламутр, активно используемые Рене Лаликом, и позволявшие создавать ему невероятные по красоте и изяществу шедевры, вряд ли могли выглядеть дорого в глазах практичных американцев.
Даже всемогущая Тиффани никогда не отходила от классических канонов, отдавая предпочтения золоту, серебру и бриллиантам в том числе и в в эпоху модерна.
19. Кулон из платины, золота, жемчуга и бриллиантов, 1905 год.
Что уж говорить про такую скромную и малоизвестную фирму как Marcus & Co — не смотря на всю свою любовь к необычным и вычурным формам и орнаментам, традициям и предпочтениям европейского модерна, она вынуждена была сохранять симпатии американского покупателя, активно используя наравне с полудрагоценными камнями и классический жемчуг, бриллианты, платину и золото.
20. Булавка из натурального жемчуга в виде гуся с рубином, бриллиантами и золотом, 1905 г.
Во многом именно из-за этой двойственности — стремлении угнаться сразу за двумя настолько противоречивыми друг-другу тенденциями, изделия фирмы и получились такими непохожими друг на друга, такими особенными и необычными.
А многие искусствоведы до сих пор спорят к какому именно направлению модерна можно их отнести. Американский модерн - «Стиль Тиффани», слишком консервативен для них, а европейский наоборот — слишком смелый и вычурный.
Ясно только одно: не смотря на то, что наследие Marcus & Co вряд ли может конкурировать по значимости или богатству с творчеством таких гениев как Рене Лалик или Л.К. Тиффани, оно все же является интересным и необычным символом американского модерна, показывающем, что и практичному, рациональному капитализму отнюдь не чуждо стремление к прекрасному.
Пусть это стремление и было несколько сумбурным — ведь выявить общую стилистическую направленность в шедеврах Marcus & Co не представляется возможным — но все же оно может с полным правом считаться неотъемлемым элементом прекрасной эпохи, еще одним бесценным вкладом в изменчивый и многогранный мир красоты..