Вечные ценности. Восточные украшения – Ломбарды.рф

Вечные ценности. Восточные украшения

26.09.2020

С незапамятных времен ювелирные изделия на Востоке были чем-то большим, нежели просто нарядными вещицами, украшающими своих хозяев. По этим аксессуарам можно было многое сказать об их обладателях. Созданные с учетом многовековых традиций, они несут в себе глубочайший смысл, понять который не всегда просто. Ювелирное искусство в Казахстане зачастую объединяло в себе творческую составляющую с особенностями магических ритуалов.

«Восточными украшениями я раньше особенно не интересовался, – рассказывает антиквар из Москвы Петр Евсеев. – Однако с недавнего времени у меня к ним повышенное внимание. Лет десять назад по случаю я приобрел старинный браслет из серебра. Продавец сказал, что он из южного Казахстана. Довольно массивный браслет конца XIX века с вставками из недорогого красного камня (по всей видимости, сердолика) пролежал у меня довольно долго. Время от времени я позволял повертеть его в руках своей дочке. И вот однажды она прибежала ко мне со словами: «Папа, я сломала браслет!» Я взял вещь в руки и заметил, что одна из декоративных пластин отошла от основания, и оттуда вывалился кусочек полуистлевшей бумаги. Это был тайник. Желтая, почти коричневая бумага рассыпалась в руках, я только смог заметить надпись, сделанную арабской вязью, – продолжает Петр. До сих пор ломаю голову, что же там могло быть написано. Может просто имя мастера, а может тайна какая-то».

Интерес к работам старых мастеров отмечают многие казахстанские коллекционеры, не обходя вниманием и инвестиционную составляющую. Цены на старинные национальные украшения последние годы постоянно росли, чему во многом способствовал дефицит интересных экземпляров на антикварном рынке.

«Старинные украшения приносят местные жители из самых разных регионов. С запада Казахстана, где, на мой взгляд, делались наиболее интересные украшения. С юга (это Шымкент, Тараз), а также из Узбекистана и Каракалпакии, – делится опытом антиквар Мина Бакарасова. – Мы были удивлены разнообразием дизайна, тем, что украшения сильно меняются от региона к региону. Они очень разные. Долго думали, почему именно в западном Казахстане делали столь изысканные украшения с использованием чеканки, очень сложные вещи, и в один момент поняли, что это прикаспийский регион, на другом берегу которого Азербайджан, Дагестан, Кавказ, одним словом. А в том регионе очень богатые ювелирные традиции. Поэтому там был своего рода обмен опытом, и наши мастера уже на свой манер делали интересные украшения. Если взять юг Казахстана, там тоже очень многое перенималось от соседей, например, от Узбекистана. Это узнаваемая манера, которая нашла свое отражение в ювелирном искусстве юга Казахстана».

Драгоценные камни используются в украшениях, сделанных преимущественно в южных регионах Казахстана, однако помимо дорогих самоцветов мастера не обходят своим вниманием (а зачастую отдают им предпочтение) полудрагоценные камни, горный хрусталь, кораллы и даже стекло. В изготовлении некоторых вещиц активно использовались монеты. В основном серебряные. Благо, в стародавние времена значительная часть разменной монеты чеканилась из драгоценных металлов. Однако здесь есть один немаловажный нюанс: продырявленные монеты теряют свою коллекционную стоимость. Я знаю одного старого нумизмата, который, отыскав на старинной подвеске редкую 25-копеечную монету времен Николая Второго, схватился за сердце, поскольку с его точки зрения нумизматический мир понес невосполнимую потерю в тот момент, когда ее коснулось сверло ювелира.  

«Вместе с артефактами люди приносят свои легенды относительно их хозяев, – продолжает Мина, –  часто рассказывая нам совершенно сказочные истории. Например, о том, что именно принесенный ими пояс принадлежал Абылай хану, что, правда, совершенно невозможно подтвердить, мы же просто видим перед собой роскошный «белдiк» (казахский пояс), по которому видно, что когда-то он принадлежал очень богатому человеку, возможно, хану, но какому именно, это теперь крайне сложно узнать. Бывая за границей, не раз удивлялись тому, что находили там казахские украшения. Например, в Турции в Стамбуле на Гранд-базаре мы увидели в продаже старинные туркменские и казахские украшения. Последние мы, конечно, купили. Скорее всего, эти вещи были проданы потомками казахской знати, бежавшей от большевиков. Как это ни странно, подобные вещицы мы находили в Греции. Например, пару очень старых казахских колец.

Большинство вещей, попадавших к нам когда-то, принадлежали весьма состоятельным людям, поскольку вещи попроще шли на переплавку. Очень интересны тяжелые свадебные украшения, заказать подобные было под силу только богачам. Эти ценности потом автоматически переходили в категорию «наследство». Цены на вещи подобного уровня постоянно растут. В какой-то момент спрос начал превышать предложение, потому что это стало еще и модным. И если раньше многие относились к этому как к бабушкиным вещам, от которых лучше избавиться, обменяв на деньги, то некоторое время назад за ними стали буквально охотиться. Причем не только люди в возрасте, но и молодежь стала в этом разбираться и изучать литературу. Сегодня многие могут просто пойти в современный ювелирный магазин и купить себе брендовые драгоценности, но предпочитают что-то аутентичное в национальном стиле. К сожалению, как только развилась эта мода, почти перестали приносить подобные вещи на продажу. Я полагаю, многое вывезли в свое время иностранцы, которые быстрее поняли всю перспективность подобных артефактов. В любой стране, куда они приезжают, сразу начинают искать этнику ручной работы. Пока наши все это не особенно ценили, очень многое «вымылось» из-за иностранцев, которые быстрее нас поняли ситуацию. Так что теперь некоторые особенно ценные экспонаты можно купить за границей в антикварных салонах. Очень жаль, что нельзя более тщательно проследить их происхождение, каким семьям они принадлежали.

Все эти украшения можно с полным правом назвать оберегами. Мастера учитывали то, что вещь должна быть не только красивой, но еще и вкладывали в это мистический смысл. Это не только специфика дизайна (серьги и нагрудные украшения должны шелестеть, чтобы отпугивать злых духов), но и особенности, например, орнамента».

Читайте также
Новости
25.09.2020
Легкая мишень: грабитель рассказал о Ким Кардашьян
Стало известно, почему Ким Кардашьян стала жертвой ограбления
Часовые новости
25.09.2020
Титановые вихри Geneva Watch Days
Самые интересные турбийоны женевской выставки, не сговариваясь, обрели титановый корпус.
Новости
24.09.2020
Жемчуг — это боль и статус
Почему он манит сквозь века, пытались разобраться деловые дамы на закрытой лекции журналиста Елены Веселой в галерее Ilgiz F.
Новости
24.09.2020
От люкса до масс-маркета: самые интересные украшения звезд на фестивале «Кинотавр»
Киносмотры наконец-то возобновились после коронавируса, и актрисам не терпится выгулять кутюрные платья и украшения с камнями неприличных карат. Смотрим, как это было
Новости
24.09.2020
Алексей Габило: «Мужчины разрешили себе носить украшения»
Какова роль ювелирных украшений для мужчин в современном мире? Об этом консультант ювелирных марок Наталья Филатова-Киетине побеседовала с дизайнером и геммологом Алексеем Габило.
Новости
24.09.2020
9 главных трендов в украшениях, которые будут хитом этой осени
Кажется, что следить за трендами на украшения особенно актуально летом, когда данные аксессуары можно показать во всей красе, не пряча их за перчатками и шарфами. Но и на осень для настоящих модниц есть свои фавориты, без которых не обойдется ни один образ. Разбираем девять главных трендов на текущий сезон.
Новости
24.09.2020
От известных брендов до молодых дизайнеров: на ВДНХ пройдет выставка "Junwex Москва"
С 23 по 27 сентября на ВДНХ состоится 16-я Международная выставка "Junwex Москва". Экспозиция разместится в двух павильонах на площади Промышленности — 55 и 57. Ведущие ювелирные компании со всей России представят новые коллекции осенне-зимнего сезона. Впервые пройдет Международный конкурс молодых дизайнеров-ювелиров.
Новости
24.09.2020
Бриллианты мельчают: ювелирная сеть 585 Gold ушла с Невского
Ювелирная сеть 585 Gold начала сокращать количество торговых точек. Компания покинула помещение на Невском проспекте, 83, которое занимала более 5 лет.