Пандемия притупила гильотину... и в узком месте она треснула.
Еще в декабре 2019 года, когда Рабочая группа ДМДК по «Регуляторной гильотине» только приступила к своей деятельности, Ассоциация «Гильдия ювелиров России» предложила создать двухуровневую систему отраслевого законодательства (и даже подготовила законопроект). Согласно этой системе — переносу в закон 41-ФЗ (в расширенном виде) подлежали только основные, общие для всей сферы ДМДК обязательные требования, а остальные (по конкретным видам деятельности и секторам сферы ДМДК) группировались бы в ином правовом акте, условно называемом «Правила ведения хозяйственной деятельности в сфере ДМДК».
Однако в феврале 2020 года с предложенной двухуровневой системой законодательства Минфин категорически не согласился. Более того, прислал в Рабочую группу текст законопроекта, еще осенью подготовленного в Минфине, и, естественно, не учитывавшего пожелания участников рынка. Этот подготовленный регулятором законопроект Рабочей группе надлежало в режиме правки изменять и дополнять сообразно пожеланиям бизнеса. За обсуждение на Рабочей группе этого законопроекта Минфина проголосовало большинство её членов. При этом бизнес имел возможность до последнего (т.е. вплоть до правительственной согласительной комиссии) настаивать на своих подходах, не соглашаясь с регулятором. Чего, впрочем, не случилось ни разу — все наиболее важные для Минфина вопросы решались на компромиссных условиях, Минфин не доводил дело до тупика. А бизнес не упирался больше, чем это могло бы устроить Минфин.
Текст выработанного на заседаниях Рабочей группы законопроекта получился ожидаемо громоздким, местами противоречивым, по-прежнему похожим на «лоскутное одеяло» из разных областей и этапов движения ДМДК. Естественно, прохождение такого законопроекта в Госдуме легким быть не может — и вопросов разных ФОИВов, и правок депутатов — будет много. Другого, впрочем, и нельзя было ожидать.
Но... то была другая эпоха. Ещё не было пандемии, а Правительство РФ возглавлял инициатор «Регуляторной гильотины» Д. А. Медведев. Эпоха временного оптимизма, сулившего изменения в сторону чего-то более хорошего, нежели реальность. Участники рынка ДМДК в основной своей массе понимали «тупиковость» принятого решения о создании отраслевого закона-монстра, и осознавали, что такой законопроект не то что быстро, а с высокой степенью вероятности не пройдёт через Госдуму. Но при наличии доброй политической воли шанс прохождения в Госдуме у новорожденного законопроекта все же был, поэтому все работали над ним интенсивно и старательно.
И вот грянул гром: некто из членов Рабочей группы ДМДК по «Регуляторной гильотине» инициировал голосование за ходатайство перед Правительством РФ об исключении из механизма реализации «регуляторной гильотины» пробирного надзора и государственного контроля при ввозе-вывозе ДМДК.
Членам Рабочей группы ДМДК было предложено голосовать за самоликвидацию Рабочей группы ДМДК по «Регуляторной гильотине» и прекращение дальнейшей работы над совершенствованием законодательства в сфере ДМДК, т.е. за упрощение контрольно-надзорных функций в данной сфере. Все, бал окончен, гасят свечи. Или еще не совсем все? Давайте разберемся.
Собственно, разобраться в сложившейся ситуации стало возможно лишь 7 мая, накануне последнего дня голосования, благодаря выступлению Заместителя руководителя профильного департамента Минфина Ю. А. Гончаренко в рамках удаленного заседания профильного комитета ТПП РФ.
Юлия Александровна объяснила, что из-за пандемии сложилась ситуация, при которой все движение законопроекта по факту застопорилось, а 20 мая Минфин уже должен направить законопроект в Правительство РФ. Что немного странно, т.к. подготовка текста законопроекта была своевременно завершена Рабочей группой, Минфин его оформил и запустил стандартную процедуру публичного обсуждения (https://regulation.gov.ru/projects#npa=99022). В плановом порядке законопроект прошел процедуру оценки регулирующего воздействия, завершившуюся 31 марта. Следующая стадия — Правительственная комиссия по законопроектной деятельности. Впрочем, на этом пути с учетом «Регуляторной гильотины» должно быть прохождение еще одной правительственной комиссии — той самой «Регуляторной гильотины». Ну и что в этом страшного? Да, заключение Минюста РФ по «Регуляторной гильотине». Но все государственные органы хоть и удаленно, но функционируют.
Юлия Александровна заверила участников удаленного заседания профильного комитета ТПП РФ, что если пробирный надзор и государственный контроль при ввозе-вывозе ДМДК выведут из-под гильотины, а Рабочую группу ДМДК распустят, то это не означает, что Минфин перестанет советоваться с бизнесом. Более того, Минфин намерен при себе учредить рабочие группы, причем не «скопом» по всем ДМДК, а по направлениям, что будет эффективнее. А вот продолжать деятельность Рабочей группы ДМДК «Регуляторной гильотины» в рамках видеоконференций —тяжело и неэффективно.
Гендиректор Ассоциации «Гильдия ювелиров России» (он же сопредседатель Рабочей группы ДМДК по «Регуляторной гильотине») Э. Ю. Уткин обозначил свою позицию так: я обязан был отреагировать на инициативу товарищей голосовать по ходатайству перед Правительством РФ об исключении пробирного надзора и государственного контроля при ввозе ДМДК в Российскую Федерацию. И я это сделал — вопрос на голосование поставил. Далее, понятно, все будет зависеть от результатов голосования членов Рабочей группы. Но не факт, что Правительство РФ в случае голосования за самороспуск согласится создавать прецедент — ликвидировать те направления контрольно-надзорной деятельности, по которым ранее было принято решение об их включении в мероприятия по «Регуляторной гильотине». Значит, либо все останется, как есть (что маловероятно — ведь кто-то же убедил некоторых членов Рабочей группы ДМДК внести этот вопрос на голосование, и этот «кто-то» будет давить и дальше), либо произойдет замена состава членов Рабочей группы ДМДК на «правильных» бизнесменов, «не желающих прекращать работать» и самоликвидироваться.
Руководитель Комитета ДМДК ТПП РФ М. В. Дягилев заметил, что уж если в рамках действующей в сфере ДМДК «Регуляторной гильотины» текст законопроекта, «проголосованный» на итоговом заседании Рабочей группы, оказался при публичном обсуждении хоть и немного, но иным, то что можно ожидать после ликвидации в отрасли «Регуляторной гильотины, если этих рамок больше не будет? На что Юлия Александровна ответила о готовности всегда договориться с бизнесом.
Это, безусловно, хорошо, но недостаточно. Например, в нынешний текст законопроекта вмешались Роснедра и Минприроды. А еще есть силовики — главные по факту силы влияния. Так что… одной доброй воли Минфина вряд ли будет достаточно для смягчения отраслевого регулирования, даже если и сам основной регулятор (Минфин) будет за смягчение. Здесь бы Минфину как раз и пригодилась бы «Регуляторная гильотина», чтобы отстаивать развитие сферы ДМДК.
Эдуард Юрьевич предложил самый разумный путь решения вопроса: откатиться назад, к тому, с чего и начинали — к рассмотрению вопроса о двухуровневой системе регулирования сферы ДМДК. Облегченный законопроект (т.е. освобожденный от всего излишне детального) можно быстро довести до принятия, а тем временем Минфин точечно пропустил бы через Рабочую группу «Регуляторной гильотины» все срочные подзаконные акты. Проблема оказалась бы снята.
Однако все остались при своих мнениях. Что будет в итоге – узнаем завтра.
Владимир Збойков
Член Комитета ТПП РФ по поддержке предпринимательства в сфере добычи, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней
Исполнительный директор Комитета по драгоценным металлам, драгоценным камням, ювелирному искусству и народно-художественным промыслам Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»