Ходатайствовать перед Правительством РФ о выводе нашей отрасли из-под действия механизма «регуляторной гильотины» или нет? Сегодня этот вопрос обсуждался членами рабочей группы в «телефонном» режиме, сегодня же было проведено и заочное голосование по данному вопросу.
Пока итоги голосования неизвестны — хочу выразить своё мнение.
Считаю, что исключение пробирного надзора и государственного контроля за ввозом и вывозом из механизма «регуляторной гильотины», равно как и сохранение их в этом механизме, не являются оптимальными способами решения проблемы. Оба варианта страдают отсутствием рациональности.
Как иногда случается в медицине — это лечение симптомов, а не самой болезни.
Проблема в том, что отрасли требуется адекватная сегодняшнему уровню развития и состоянию рынка система законодательства, регулирующего оборот драгоценных металлов и драгоценных камней (далее ДМДК).
Это стратегическая цель. Остальное — тактика.
1) Если надзор и контроль выводятся из механизма «регуляторной гильотины», то несомненно ускорится и упростится процесс разработки и принятия новых законодательных и нормативных актов. Вместе с тем, у экспертного сообщества исчезнет инструмент влияния на содержание этих проектов и качество их проработки. В этом вопросе мы всецело будем зависеть от доброй воли регулятора. Возможность контроля со стороны экспертного сообщества за подготовкой проектов будет обменяна на гарантированное и своевременное их принятие. Но что будет с качеством проектов при такой спешке?
2) Если контроль и надзор остаются в сфере регуляторной гильотины, то проект новой редакции ФЗ-41, да и все прочие проекты актов, обречены на прохождение семи кругов Ада. Это бесконечные доработки, переработки и согласования того, что не согласуется исходя из здравого смысла. Это усложнение и удлинение всех процедур, нарушение всех контрольных сроков. При всех этих «прелестях» — выигрыша в качестве мы также не получим. Так что хорошего варианта здесь нет.
3) Где же выход? Я считаю, что изначально Правительство РФ допустило ошибку, настаивая на внесении всех обязательных требований в тело закона. Это невыполнимая задача. Излишняя детализация создаёт бесконечное число вопросов у ФОИВов и юристов. Разумеется, регулятор не может дискутировать с правительством на эту тему. А вот рабочая группа может (и должна!).
Я предлагаю вернуться на «перекрёсток», который мы проскочили. Во-первых нужно подготовить компактную редакцию закона, а во-вторых — проект нормативного акта, включающего все обязательные требования по всем сегментам рынка ДМДК. У добытчиков, ювелиров и аффинажников — они разные. Да, нарушаются установленные Правительством сроки, но мы получим не скороспелое, а качественное законодательство.
Последние события кардинально изменили состояние рынка. Возвратиться в рынок «докоронавирусного формата» — невозможно, как невозможно дважды войти в одну и ту же воду. Чтобы выжить, выстоять, чтобы работать в изменившихся условиях, старое законодательство не годится. Оно чрезмерно обременительно для участников рынка, к тому же — крайне противоречиво. Латать его как «Тришкин кафтан» не имеет смысла. Сообщество ювелиров ждёт весомых перемен.
С Великим праздником всех, с Днём памяти и Днём скорби!
Эдуард Уткин
Генеральный директор Ассоциации «Гильдия ювелиров России»