Если XVII столетие часто называют веком бриллиантов, то предыдущие сто лет можно отнести ко времени торжества золота и его живописного сочетания с эмалью и самоцветами. И этому прежде всего способствовала торговля. Новый мир, буквально наводнил товаром шлюзы Европы. Изумруды из Колумбии, жемчуг из Аргентины, рубины из Индии украшали костюмы почти каждого придворного.
Нюрнберг, Аугсбург, Франкфурт, Антверпен, Париж, Лондон и Барселона – были наиболее важными центрами производства и торговли ювелирными изделиями.
Городские мастера создавали настоящие шедевры в миниатюре. Многие выдающиеся художники работали над эскизами ювелирных изделий – Сальвиати в Италии, Дюрер в Германии. Даже в Англии Ганс Гольбейн младший, вошедший в историю искусств как великий портретист, был основным создателем эскизов для короля Генриха VIII.
1. Ганс Гольбейн Младший (1497-1543). Эскизы подвесок.
2. Франческо Сальвиати (1510–1563). Эскиз лареци фигурой Благоразумия.
3. Пляска смерти. Эскиз ножен швейцарского кинжала. Ганс Гольбейн Младший (1497-1543). Предположительно 1540. Государственный музей. Музей гравюр и рисунка. Берлин.
4. Франческо Сальвиати (1510–1563). Эскиз ножен. Национальный музей дизайна Купера-Хьюитта.
Характерный образ ювелира XVI века обрисовал нам в своей биографии Бенвенуто Челлини. Он считал, что талант, художника более всего проявляется, тогда, когда ему посчастливится быть современником великого государя, интересующимся всеми видами искусств.
Поэтому выдающиеся художники и ювелиры XVI века под покровительством богатейших людей своего времени, главным образом, представителей правящих династий, создали, фактически, придворный стиль, получивший название «маньеризм».
1. Бенвенуто Челлини. Солонка. 1543. Золото, эмаль, черное дерево; длина 33,5 см. Вена, Музей истории искусства.
2. Другая сторона солонки
Задачами, которого было показать богатство, утонченный вкус заказчика и технические возможности исполнителя. И хотя, многими специалистами маньеризм считается декадентским стилем, сознательным движением против Ренессанса, реакцией, которая отразила напряжение и сомнения эпохи, в декоративно-прикладном искусстве он нашел свое отражение в настоящих шедеврах.
Возведя все странное, непонятное и причудливое в ранг эстетического идеала, маньеристы находили, именно, в ювелирном искусстве наиболее подходящие средства для воплощения своих представлений. Художники не только изобретали новые формы и орнаменты, но по-своему видоизменяли декоративные мотивы, выработанные в предыдущую эпоху Ренессанса.
1.-6. Кристоф Ямницер. (1563–1618). Гравюры из «Новая книга гротесков». Музей истории и искусства. Амстердам.
7. Генрих Альдегревер (ca. 1502–1555/1561). Орнамент с летучью мышью в центре. 1550. Метрополитен музей. Нью-Йорк.
8. Майоли. Голова в стиле Арчимбольдо. Германия, сa 1600. Музей Виктории и Альберта.
Утилитарные предметы становились настолько декоративными, что порой теряли свое прикладное значение, превращаясь в настоящие диковинки. Поэтому самые характерные ювелирные работы этого направления были сделаны для коллекционеров и предназначены украшать сокровищницы или Kunst und Wunderkammer.
Огромное количество произведений исчезло в войнах семнадцатого столетия, а также, когда золото уступало месту бриллиантам, бесценные произведения переплавлялись в угоду моде.
То, что можно увидеть в таких коллекциях как Waddesdon Bequest, Pierpont Morgan и Wernher – это крошечные остатки основного потока ювелирных изделий XVI века. Хотя мы можем получить ограниченное количество примеров, изображенных на портретах знатных вельмож и предприимчивых купцов, основным материалом для изучения могут служить многочисленные рисунки, гравюры, книги с образцами эскизов и инвентарии (описи коллекций).
1-3. Ганс Милих . Книга сокровищ герцогини Анны Баварской. (1550s). Баварская государственная библиотека. Мюнхен.
4. Француа Клуа, Портрет Елизаветы Австрийской, королевы Франции. 1570. Лувр, Париж.
5. Ганс Гольбейн Младший. Деталь портрета Джейн Сеймур, королевы Франции, 1536. Музей истории искусств. Вена.
6. Английская школа, XVI век . Антониус Мор. Версия портрета Марии I, королевы Англии в вышитом платье.
Ювелирные изделия редко подписывались, а стили и манеры исполнения быстро становились интернациональными. Наиболее обширный поток продукции шел из Германии. Из этой , по истине, стране ремесла. Огромное число местных школ и направлений, существовавших там, объясняется раздробленностью германских земель. Эти художественные центры резко делились на южные и северные. Юг страны тяготел к итальянскому искусству и стал на путь новаторских идей, северные же области воспринимали их с некоторым опозданием.
Теснее других был связан с Италией город Южной Германии — Аугсбург. Он достиг своего расцвета, благодаря покровительству католических герцогов Баварских и высокопоставленных церковнослужителей.
Протестанскому Нюрнбергу было тяжелее, и чтобы выдержать сильнейшую конкуренцию, мастера этого старинного ремесленного города первыми внедряли новаторские идеи в художественные и технические приемы.
Главными центрами Северной Германии- были города – Любек, Люненбург и Гамбург, тяготевшие более к нидерландской школе. Там производились диковинные чащи и кубки, размерами доходящие до высоты человеческого роста.
Маньеризм как течение в искусстве был своего рода реакцией на художественные принципы Ренессанса. Хотя художники-маньеристы использовали натуралистичный орнамент, но в общем их духе лежал антиклассический и антиреалистичный декор. С большим удовольствием и творческой энергией разрабатывали они орнаментальную тему в невероятных и даже аномальных сопоставлениях — Horror vacui (лат. «боязнь пустоты» – прием в изобразительном искусстве. Сплошное, часто избыточное заполнение деталями художественного пространства) ,был фундаментальным положением теории маньеризма.
1. Неизвестный мастер, Нидерланды. Кубок. 1604. Серебро, позолота, высота 40 cm. Музей истории и искусства. Амстердам.
2. Кристоф Ямницер. (1563–1618). Кувшин. Рельф изображает Торжество Времени, Правды и Смерти. Серебро, позолота. Музей истории искусств. Вена.
Изучение древних узоров, покрывавших своды, ушедших под воду помещений- «гротов», привело к появлению гротеска, самого популярного в ХVI веке виде орнамента.
В гротеске фантастическое начало получает самое свободное и полное развитие, приобретая, совершенно, сюрреалистические ассоциации, в которых животные, овощи, архитектурные и абстрактные элементы составляют невероятные композиции.
1. Матиас Зюнт. Эскиз кувшина. Около. 1550s. Государственный музей. Музей гравюр и рисунка. Берлин.
2. Джованни Антонио да Брешиа. Декоративная панель с гротескным рисунком. 1510-1520.
Тяга маньеристов к сферам загадочным, темным , необычным и загадочным формам отразилась на выборе редких и дорогих материалов. Для создания своих произведений они активно использовали драгоценные металлы, самоцветы, экзотические породы деревьев, раковин и скорлуп.
1. Венцель Ямницер . Раковина наутилус, серебро, высота 18 cm. Музей истории искусств. Вена.
2. Земной и небесные глобусы (слоновая кость, золото, эмаль, жемчуг;
высота 7 cm), около 1570-80. Мюнхенская резиденция.
3. Венцель Ямницер. Кувшин. Нюрнберг, около 1570. Мюнхенская резиденция.
Главными центрами ювелирного ремесла Южной Германии были города – Нюрнберг, Аугсбург, Мюнхен, Ульм. Из них самым важным являлся Нюрнберг. И не только потому что более шестисот известных ювелиров работали там на протяжении ста пятидесяти лет, но и по тому огромному количеству работ, сохранившееся до нашего времени.
Фридрих Вандерер. Известные художники времени Дюрера. масло, c. 1901, Государственный музей. Нюрнберг
Слава ювелирного искусства Нюрнберга во многом усилена творчеством Венцеля Ямницера (Wenzel Jamnitzer), одного из самых гениальных и оригинальных немецких мастеров, работающего в стиле маньеризм. Роль его в искусстве Германии по значимости можно сравнить разве, что с Бенвенутто Челлини в Италии. За свою долгую жизнь он пробовал себя во многих стилях, начиная от ренессанса и заканчивая маньеризмом и неоготикой. Он был не только прекрасным исполнителем, но и создателем эскизов для своих работ. Одним из выдающихся произведений мастера является центральная часть серебряного столика, заказанная бургомистром Нюрнберга. Столик не сохранился, но центральная его композиция дошла до нас в прекрасном состоянии. Замысел этой вещи несет философскую программу. Центр композиции — это фигура Матери-Земли, а все что ее окружает, и представляет центральное произведение, символизирующие плодородие.
Никола де Нефшатель. Портрет ювелира Венцеля Ямницера , около 1562, музей Женевы |
Фигура Земли стоит на подставке сплошь, покрытой травами, цветами, ящерицами и рептилиями, отлитыми прямо с натуры. Травинки и цветы были настолько тонки, что трепетали даже при легком соприкосновении.
Венцель Ямницер, Декоративная композиция. 1549, Государственный музей, (Rijksmuseum). Амстердам
Венцель Ямницер был единственным немецким ювелиром ХVI века, который был виртуозным исполнителем своих собственных идей. За свою долгую жизнь он был свидетелем установления маньеристического стиля и войны этого направления с принципами Возрождения. Но Ямницер был мастером и того и другого стиля. Его шедевры включают, как черты классического Ренессанса, так и признаки эктравагантного маньеризма.
Этот уникальный творец прославился как новатор технической стороны ювелирного дела.Среди его новаций был процесс репродуцирования орнамента механическими средствами, т. е. использование штампа. А так же изобретение отливки с натуры трав, цветов, насекомых, являющихся оригинальным декором его композиций.
1. Эразмус Хорник. Эскиз флакона. Cередина XVI века. Музей Виктории и Альберта.
2. Эразмус Хорник.. Эскиз солонки. Cередина XVI века. Музей Виктории и Альберта.
Невозможно представить себе полную картину развития немецкого ювелироного искусства периода маньеризма без упоминания имени Эразмуса Хорника.
Этот ювелир, гравер, военный инженер, наконец, художник оставил большое количество рисованных и гравированных эскизов ювелирных изделий. В современном понимании его можно назвать одним из первых «дизайнеров» в области ювелирного дела.
Фактов его биографии немного, предположительно он посещал Италию. И действительно влияние итальянцев чувствуется в его орнаментальных темах. С энтузиазмом он копировал графические работы известных итальянских маньеристов Франческо Сальвиати и Джулио Романо. Но несмотря на пристрастия к итальянским источникам, он разрабатывал свой собственный стиль.
Известны несколько альбомо в с его рисунками. Самая большая коллекция находится в музеи Виктории и Альберта. Наиболее интересные рисунки из этого альбома, это эскизы солонок.
Важно заметить, этот утилитарный предмет означал богатство и специальное положение хозяина. Самые известные солонки дошедшие до нас были сделаны Бенвенутто Челлини для короля Франции Франциска I.
Тема их декора связана как и у итальянцев так и у Хорника с символами соленой воды. Как например, Афродита в раковине, запряженной дельфинами, изображена на эскизе выше.
Хорник так же известен как ювелир. Самым популярным украшением того времени были подвески. Здесь в полной мере проявлялась способность художника эпохи маньеризма раскрывать в миниатюре самые разнообразные сюжеты. Мифологические, библейские и исторические. Существует большое количество подвесок, близких к стилю Хорника. Как и многие ювелиры того времени, мастер любил использовать барочные жемчужины.
Их неправильную форму он удачно компонует в виде тел драконов или бюстов русалок. Богатое цветовое сочетание эмалей и драгоценных камней делает его произведения живописными.
1. Подвеска конец XVI века. Музей Виктории и Альберта.
2. Фламанская подвескав форме морского конька. Золото, эмаль, драгоценные камни, барочная жемчужина, XVI век. Женева.
3. Подвеска с всадником. Германия 1526-1575. Британский музей. Из коллекции Waddesdon Bequest.
Элегантный, грациозный, утонченный, роскошный, с замысловатой сюжетной линией композиций _ маньеризм в ювелирном искусстве достиг наивысшего расцвета, воплотясь в настоящие щедевры. Использование драгоценных иэкзотических материалов, виртуозное применение наисложнейшей техники и глубокая философская программа – все это как нельзя лучше отражало главный манифест стиля – «Удивить!». Поразить зрителя богатством, утонченным вкусом и искуснейшим исполнением.
1. Эразмус Хорник. Золотая зубочистка. Нюрнберг. Около 1562. Музей Виктории и Альберта.
2. Подвеска «Лебедь». Нидерланды 1590. Эрмитаж. Санкт-Петербург.
3. Подвеска. эскиз 1582, сделана позже. Золото, эмаль, жемчуг. Антверпен, Музей ювелиного искусства. Пфорцхайм
Конечно, иметь и заказывать вещи в таком стиле могли лишь представители высшего сословия. Они привлекали выдающихся живописцев, граверов, скульпторов к созданию эскизов для золотых дел мастеров. И, трудно, найти в истории ювелирного искусства такой период, когда сотрудничество художника и ювелира было бы таким тесным. Пожалуй, только в эпоху Модерна «чистое» искусство вновь обратилось к ремеслу и появился «дизайн».
1. Подвеска. Италия, коллекция Медичи. Около 1600
2. Подвеска.. Виде каравеллы. Конец XVI века, Италия. Эрмитаж. Санкт-Петербург
3. Подвеска. Судный день. Около 1600. Возможно Южная Германия. Метрополитен музей. Нью-Йорк
Интересно рассматривать в таком контексте рисунки и гравюры, изображающие эскизы ювелирных изделий. Возможно, здесь лежат зачатки профессии ювелирного дизайнера.
Дошедшие до нас произведения показывают, что маньеризм был далеко не упаднический стиль, как долгое время считалось, а очень декоративный, фантастический, экстравагантный путь искусства, по которому оно и пошло на встречу барокко.
Библиография:
Cocks A. «Princely Magnificence», «The Connoisseur», 1980, №825, p.210-215
Cocks A. «An Antiqury's Collection of Jewellery», «The Connoisseur», 1975, №765, p.186-193.
Detrates.Y «Late Renaissance jewellery from Waddesdon collection», «The Connoisseur», 1975, №766.
Hackenbroch Y., «Erasmus Hornick as jeweler», «The Connoisseur», 1967.
Hayward, Y. E. «The Mannerist Goldsmith», articles in«The Connoisseur», 1962 -1970.
Sherman Y. "Mannerism", London., 1967.